Исторические фильмы: дефицит прошлого или современного?

Роман ИВАНИЧУК, писатель:
— Очевидно, исторические фильмы должны быть проекцией на современность, однако не все таковыми являются. Например, разве идея картины «Захар Беркут» Леонида Осики — борьба карпатских горцев — охотников и землевладельцев против татаро- монгол периода Киевской Руси не актуальна сейчас? Но сейчас, объединясь, как в той ленте, нужно интеллектуальным оружием защищать свой край.
Я, как подготовленный зритель и автор произведения «Орда», понимаю роботу «Мазепа» Юрия Ильенко, постиг режиссерскую манеру, образы, новации. А все остальные украинцы? Им, прежде, чем смотреть эту картину, нужно было посмотреть более реалистичные фильмы о Иване Мазепе.
К большому сожалению, у нас не снята ни одна правдивая картина о Богдане Хмельницком. В тех, что есть, из Богдана-Зиновия сделали эдакого романтического героя-красавца. А он на самом деле чувствовал на себе груз ответственности за свой край, был гениальным полководцем и стратегом. Вот что важно показать, а также — воспроизвести смуту времен, в которых ему приходилось вершить судьбу Украины.
И «Роксолана» Бориса Нибиеридзе также вышла с мечтательным взглядом в прошлое — повтором Маруси Богуславки. Вместо этого, нужно было делать фильм по произведению Павла Загребельного. Роксолана была сильной, властной, хитрой, мудрой, жесткой и, говоря языком сегодняшнего дня, работала на Турцию: строила больницы, приюты, мечети... Можно было осветить, что бы эта женщина сделала в Украине, если бы стала женой кого- нибудь из полководцев.
Убежден, что исторический фильм о Петре Калнишевском — последнем кошевом атамане Запорожской Сечи, стал бы проекцией на современность. Несмотря на свои непоправимые ошибки, он собственной жизнью доказал непокоренность украинцев — прожил 113 лет, из них — 25 на Соловках.
Виктор НЕБОРАК, поэт:
— Исторические фильмы... Сразу на ум приходит «Потоп» Ежи Гофмана по Генриху Сенкевичу об украинско-польском противостоянии времен Богдана Хмельницкого. Потом эта тема нашла продолжение в картине «Огнем и мечом». И хоть «Потоп» смотрел лет двадцать тому назад, выразительно помню все перипетии, баталии. Историческое кино должно быть убедительным, обладать магией волшебства, чтобы вызывать детское восприятие у зрителя и поглощать его всецело.
Когда смотрел «Храброе сердце», испытывал гордость за шотландцев. Один из политических лидеров как-то сказал, что если бы мы были способны сделать «Храброе сердце», многие захотели бы стать украинцами.
Исторические фильмы, очевидно, должны быть динамичными, со сногсшибательными сюжетными линиями, обязательно — с любовной интригой. Сейчас собираются снимать «Тараса Бульбу». Так пусть же картину делают по Гоголю: если Бульба бросает своих сыновей в побоище, то это должно быть отображено в фильме. И не нужно все «причесывать».
Ярослав НУДИК, «Пикардийская терция»:
— При условии мастерства, профессионализма, оригинальности, дальновидности съемочной группы, а в первую очередь — режиссера, сценариста, оператора, исторические фильмы должны быть взглядом в сегодняшний день. Потому что не существует прошлого без проекции на современное или будущее. Я долго ходил под впечатлением от картин «Патриот» и «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном, очередной раз подтверждающих исконное стремление каждого народа к независимости. В лентах такой тематики с сильным динамичным сюжетом зритель поневоле становится участником событий. Поэтому так важно через актерскую игру, костюмы, натуру, свет, музыку передать дух, настроение, запах эпохи, внутренние переживания героев. И пылкая любовь в центре сюжетной линии, по моему мнению, не совсем понятна. Такие герои, прежде всего, живут высокими идеями.
На днях посмотрел «Страсти Христовы». Картина пробирает до сердца. Жертвенность. Предательство. Смерть. Откуп. Любовь. Над этими понятиями рассуждают люди на протяжении тысячелетий. Сначала приветствуют возгласами «Осанна!» Сына Господнего, и не знают, что через неделю будут кричать «Распять!» Думаю, много режиссеров говорят о смерти, но мало кто — о воскрешении — в разных аспектах. Возможно, оно и станет следующей темой Мэла Гибсона.
Из украинских исторических картин понравилась «Черная долина» Ивана Гаврилюка по роману «Яса» Юрия Мушкетика. Главный атаман Иван Сирко, отстаивая политическую самостоятельность Запорожской Сечи, балансировал между Польшей и Московией, как мы сейчас.
Мне хочется, чтобы «Тарас Бульба», которого, я слышал, будет снимать Виктор Гресь, с Жераром Депардье в главной роли, стал успешным фильмом. Думаю, так оно и будет, ведь у французского актера есть опыт работы в лентах о Колумбе, Бальзаке...Кроме этого, эта картина станет альтернативой не совсем удачному голливудскому «Тарасу Бульбе», снятому в конце 70-х годов.
Выпуск газеты №:
№75, (2004)Section
Тайм-аут