Из андеграунда
Начиная с 1960-х, украинские художники-диссиденты создавали собственное альтернативное искусство. Выходить из подполья оно начинает лишь сегодня![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100810/4142-8-1.jpg)
Андеграунд — одна из самых ярких страниц в искусстве ХХ века. Это течение еще называют альтернативным, диссидентским искусством, или искусством сопротивления тоталитаризму. Западные и даже российские представители альтернативного искусства давно приняты арт-рынком, а их работы высоко ценятся. А вот украинский андеграунд, отличающийся от других подобных течений, но не менее талантливый и яркий, еще до сих пор остается в подполье, не будучи достаточно известным ни в экспертной, ни в рыночной среде.
Почему так случилось, объяснить трудно. Возможно, украинское общество еще не отошло от устоявшихся взглядов на инакомыслие, которое в Украине преследовалось особенно жестоко. Попытка обратить внимание общества и СМИ на украинский андеграунд сегодня реализовывается сразу в двух направлениях. Идея представить работы украинских художников-диссидентов на специализированных аукционах принадлежит основателю галереи «Дукат» Леониду Комскому, а замысел посвятить этой тематике просветительские мероприятия озвучил журнал «Антиквар».
На днях прошла пресс-конференция с участием авторов словаря «Термінологія сучасного мистецтва» Глеба Вышеславского и Олега Сидора-Гибелинды, основателя галереи «Дукат» Леонида Комского и главного редактора журнала «Антиквар» Анны Шерман, с которой начался цикл мероприятий, посвященных 50-летию украинского андеграунда. В то же время исполняется 50 лет киевскому «Клубу творческой молодежи», основанному Лесем Танюком, который положил начало нонконформистскому движению в Украине — подпольному демаршу несогласных художников, театральных деятелей, искусствоведов, литераторов, а среди них и художников, которые противопоставили тоталитаризму свою альтернативную культуру. Показательно, что именно в Украине это была не просто другая культура, а культура национальная. Украинский андеграунд, запрещенный на официальном уровне, заявлял о себе во время первых квартирных выставок в помещениях одесского художника и искусствоведа Олега Соколова, выставок в редакции газеты «Комсомольська іскра», устроенных Евгением Голубовским, собраний в помещении львовских художников Романа и Маргит Сельских. Именно в Одессе в 1967 году, на десять лет раньше, чем в советской России, прошла уличная выставка-акция «Сычик+Хрущик» — два художника, Валентин Хрущ и Вячеслав Сычев, чьи работы не разрешили экспонировать на официальной выставке, вывесили свои полотна на задворках оперного театра.
О драматичной судьбе украинского андеграунда, истории творческого выживания художников в искусстве и социуме, пропитавшиеся романтикой нонконформизма и диссидентства, а также о наследии и возвращении украинского альтернативного искусства рассказали эксперты-участники пресс-конференции.
Олег СИДОР-ГИБЕЛИНДА, искусствовед:
— До 60-х годов ХХ века европейское общество развивалось в традиционных ритмах, и только в 60-х появляется масса арт-жестов, демонстрирующих разрыв с предыдущей традицией. В отличие от демократического Запада, в СССР крохи свободы приходилось завоевывать в борьбе, а украинская академическая живопись была особенно жесткой по отношению к инакомыслящим. Хотя в Украине абстрактное искусство берет начало еще с 1950-х годов, но не имеет возможности попасть на выставки и поэтому остается никому неизвестным. Украинские художники, не имея возможности выставлять свои полотна, идут в подполье, кое-кто реализовывает себя в иллюстрации — там более широкий ассоциативный ряд. В иллюстрацию перенес свои абстрактные эксперименты Григорий Гавриленко. Именно им были созданы иллюстрации к произведениям Данте и Николая Бажана. Вместе с тем украинский андеграунд отличался от российского. Работам украинских представителей альтернативного искусства была присуща невероятная концентрация смыслов, а также четкое нежелание разрывать наследственность традиций. Художники-шестидесятники не отходили от прошлого, а наоборот, стремились возродить традиции 1920-х годов. В наше время говорить о преемственности традиций становится все труднее — ситуация материального искушения сильнее и деструктивнее влияет на индивидуальное творческое развитие художника, его внутренний мир, чем идеологическое давление. Сегодня появляется проблема продажных художников, тогда как в шестидесятые и даже восьмидесятые годы общество относилось к продажным художникам с презрением.
Глеб ВЫШЕСЛАВСКИЙ, искусствовед:
— Опыт художников-шестидесятников ценен тем, что они уже в то время соотносили себя с мировым сообществом. Вместе с тем украинский андеграунд не был абсолютно однородным. В период 1960-х искусство нонконформизма было разбито на личностные кружки. Например, во Львове художники помнили о существовании довоенной художественной группы «Артес». Эту группу основал Роман Сельский. После входа во Львов советских войск он остался в городе и продолжал учить студентов в своей мастерской. Его подпольную школу также называли «Артес». Многие львовские художники, оставшиеся после ввода советских войск, учились в Вене, Кракове и продолжали традиции европейской школы живописи. В Киеве после сталинских репрессий традиции живописи были забыты или оказались в глубоком подполье. «Клуб творческой молодежи» стал новым возрождением свободомыслия. Например, Михаил Горынь считает, что это первый диссидентский клуб в Украине.
В Одессе, которая традиционно была портовым городом, ситуация складывалась иначе благодаря большей информационной открытости (художественные журналы моряки привозили с запада). И другая важная особенность одесской художественной среды — в единстве деятелей культуры, поэтому нонконформизму здесь были присущи чрезвычайные целостность и самодостаточность.
Что касается Харькова, то город был особенно интеллектуально истощенным в 1930-е годы. Фактически из культурных деятелей в Харькове остались только Эраст Громилов и Борис Косарев. Они ушли в подполье, занимались театром, иллюстрацией, постепенно вокруг них собирались люди. И в 1964 году в Харькове, на задворках улицы Сумской, состоялась выставка «Под аркой». И все же в Харькове подпольное искусство не получило развития, многие художники оставили город. Начиная с семидесятых годов, нонконформистское искусство разделяют на бескомпромиссный андеграунд, который не допускался к выставкам, и неофициальное искусство, когда работы художников отличались от официального стиля, но допускались на выставки в отдельных залах.
Леонид КОМСКИЙ, основатель галереи «Дукат» и аукциона «Украинская альтернатива. ХХ»:
— Работы некоторых художников украинского андеграунда — Валентина Хруща, Юрия Егорова, Вудона Баклицкого, Ольги Отрощенко и раньше появлялись на отдельных аукционах. Но сегодня мы доросли до того, чтобы говорить об украинском андеграунде как о едином целостном явлении, отличающемся от российского андеграунда. Даже украинские эксперты недавно открыли для себя целую плеяду художников, без которых сегодня нельзя представить украинскую художественную среду. На нашем апрельском аукционе «Украинская альтернатива. ХХ» были представлены работы художников-диссидентов. Мы не думали, что возникнет такой интерес к этим работам. Поэтому сегодня переломный момент для того, чтобы открыть миру украинский андеграунд. Ведь именно сейчас мы начинаем ценить знаковых личностей того периода, которые так или иначе повлияли на ход событий. По моему мнению, некоторые представители украинского андеграунда, имена которых мы уже называли, станут частью мирового культурного контекста.
Продолжая открывать украинцам и миру достижения альтернативного искусства в Украине, инициаторы пресс-конференции планируют в сентябре провести презентацию словаря «Термінологія сучасного мистецтва» Глеба Вышеславского и Олега Сидора-Гибелинды, открыть тематическую безаукционную выставку в галерее «Дукат» и издать номер журнала «Антиквар», посвященный украинскому андеграунду.
Выпуск газеты №:
№142, (2010)Section
Тайм-аут