Не всякий человек способен быть у власти, а лишь такой, что по природе своей стремится к правде и справедливости.
Станислав Ореховский-Роксолан, украинский писатель, оратор, публицист, философ, историк, полемист, гуманист эпохи Возрождения

Jethro Tull покорили Киев

А прием украинской публики — музыкантов
23 марта, 2005 - 20:07
ЯН АНДЕРСОН / ФОТО СЕРГЕЯ ГОНЧАРОВА

В понедельник во Дворце «Украина» состоялся концерт одной из самых знаменитых в мире и в то же время достаточно специфической рок-групы — JETHRO TULL. Ее бессменный лидер и автор всех композиций — флейтист Ян Андерсон. Играет он на флейте зачастую, подняв ногу, согнутую в колене. Как-то его спросили в Индии: зачем он пародирует манеру игры на свирели бога Кришны. Что явилось для рок-звезды откровением. Позднее он выяснил, что множество и северных богов играют на флейте, поджав ногу. Ян заметил: «У всех этих богов- флейтистов есть одно общее качество: они играли на флейте как на инструменте соблазнения, чтобы завлекать молоденьких девушек. Кришна в этой области был особенно успешен. Со мной это не очень хорошо работает, хотя у меня еще есть время...»

Если говорить о мифах, то козлиные боги ( Дионис и ребята из его свиты: фавны, сатиры, паны) — так же были сильны «по этой части». А ведь в прыжках и во внешности Андерсона много такого, извините, «козлиного». Это слово из-за христианских трактовки стало нести исключительно отрицательный смысл. Козлиные боги из-за распутства и страстности стали трактоваться как олицетворение зла. Но если вспомнить первый смысл, то Дионис — не столько бог вина, сколько плодоносящих сил земли. Вот! И Дионис не стеснялся подобного облика, а гордился им.

Главные психологические черты покровителей пастухов: беззаботность, веселье, умноженное на мужскую силу и агрессию.

У Андерсона, конечно, нет этой второй ипостаси — агрессивной. Он ограничился первой — беззаботностью и (буквально) сатирическим весельем. Но с поправкой на английский менталитет (Север!) оно превратилось в интеллектуальную иронию. Которой хватает и в высказываниях лидера JETHRO TULL и в текстах песен.

В сердцевине музыки JETHRO TULL — пульсирует флейта Андерсона. Он — виртуоз мирового класса! Всю свою страсть он отдал этому инструменту, ведя помимо гастролей размеренный образ жизни в сельской местности. Но без гастролей — он жить не может.

Его смелость как экспериментатора состоит в том, что своей фолк-балладности он придал роковое звучание: мощными гитарными рифами. И добавил совсем немножечко (буквально щепотку) блюзового раскачивания на синтезаторе. Но основная, пасторальная тема (pastor — пастух) она же — позднее — средневеково-рыцарская (больше асексуальная), трубадурская и проч. на протяжении 35 лет оставалась неизменной. Учитывая ее мифическую, внутреннюю основу, которая является формой выражения таланта и энергии Андерсона — понятна живучесть группы (30 альбомов, неоднократная смена лидером состава группы). Последние годы музыка JETHRO TULL стала органично насыщаться и восточными мотивами.

В «Украине» JETHRO TULL показали высочайший класс как музыканты. Все участники группы создавали разные типажи.

Андерсон был в бандане и узорчато-восточной жилетке. Он, как всегда, резво скакал, вращая огромными синими глазами. И флейтой, как волшебной палочкой, заводил зал.

Гитарист был в какой-то аскетично-серой, напоминающей тибетскую, одежде и тюбетейке. Бородка у него тоже, как у ламы, — клинышком. Седобородый мощный ударник в красной кепке производил впечатление завсегдатая паба. Очкастый басист в черном, идеальном английском костюме, но с ужасно лохматой прической. Он являл собой что-то среднее между Вуди Алленом и Элтоном Джоном — смесь комичности с трогательностью. Лысо-бритоголовый клавишник в чем-то стерильно белом скорее походил на немца. Получилась такая пестрая «группка товарищей». Все они вели себя раскованно и артистично.

Андерсон запросто болтал по- английски с публикой, которая делала вид, что понимала его. Интонацию во всяком случае оценивала верно.

Народ сидел продвинутый и живо реагировал на страстные и в тоже время филигранные аранжировки Андерсона. В финале одной из композиций он намеренно не сыграл одну ноту. Нахально застыл, вытаращившись в зал. Публика поняла шутку и — послушно засмеялась в паузе. Во всех таких импровизационных нюансах чувствовался профессионализм, доведенный до уровня абсолютного владения материалом.

Что касается хитов, то у JETHRO TULL таких чтоб на слуху, которые можно было бы подпеть — не особо. Они больше дети стихии, а не конструкции. Мелодия, которая запоминалась больше других — была сюитой Баха.

Но, безусловно, эмоциональный посыл этой своеобразной музыки отлично передавался залу. Это бесконечное «порхание» флейты, изредка разбавляемое электро-гитарным рычанием несло основную мысль, близкую украинскому менталитету: «Не переймайтеся!» Что бы ни стряслось, всегда можно весело босиком пробежаться хоть по английской лужайке, хоть по индийской!

Всю «серьезность» на себя брал задник сцены, где периодически вспыхивали разные эзотерические символы.

Общение происходило с публикой очень тепло, музыкантов вызвали на бис и они радостно грянули еще пару вещей.

Андерсон, видимо, имеет хобби — фотографировать публику, поскольку жестами попросил фанов ( «фавн» попросил фанов!) выстроиться в каком-то восторженном хаосе возле сцены, и сфотографировал себя на их фоне. В это время клавишник тоже не терял времени — галантно поцеловал симпатичной украинке ручку.

Концерт прошел «на ура». Зрителей, правда, было не так много, но «взяло» всех!

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ