Перейти к основному содержанию

Как стать примой оперы?

«Рецепт» от Ирины Вежневец
30 января, 00:00

Cолистка Национальной оперы Украины, лауреат международных конкурсов Ирина Вежневец недавно возвратилась из гастролей по Испании, отметила свой творческий юбилей и начала новый сезон в Национальной опере. Кроме того, только что вышла видеокассета «Звезды оперы», на которой запечатлен майский концерт с ее участием, посвященный 10-летию клуба Rotary International в Украине. Еще один триумф певицы состоялся в большом концерте «Оперные шедевры», посвященном юбилею клуба «Ротари- Печерск» и состоявшемся в конференц-зале Национального университета, в стенах которого когда-то играл сам Ференц Лист. Арии и дуэты, исполненные Ириной Вежневец, снова стали украшением программы. А во втором, вальсовом, отделении Ирина, в частности, спела «Сказки венского леса». И после одной из фиоритур случилось поистине мистическое событие — в абсолютно безветренный вечер в этом старейшем киевском зале внезапно распахнулось сразу несколько огромных оконных створок. Всем невольно вспомнились легенды о Карузо и прочие примеры феноменальных акустических свойств больших оперных голосов…

На сегодняшний день имя Ирины Вежневец лучше известно за рубежом, ее гастрольная «география» охватывает не менее полутора десятков зарубежных стран. Да и репертуар этой певицы не может не впечатлять — в ее «багаже» уже 34 оперных партии и множество камерных программ. Также она поет много музыки кантатно-ораториального жанра. Примечательно, что среди представленных в упомянутой видеоверсии концерта произведений была труднейшая ария Лакме из одноименной оперы Делиба. К сожалению, спектакль «Лакме» уже давно покинул подмостки Национальной оперы и вряд ли кто-нибудь в столице так поет эту арию как Ирина. Ее голос отличается каким-то особенным «тембральным обаянием», а сама певица чрезвычайно артистична и несмотря на молодой возраст уже смело может быть названа мастером.

С четырех лет Ирина Вежневец пела в детском хоре. После окончания вокального и дирижерско-хорового факультетов Иркутского училища искусств сразу же получила направление в Красноярский оперный театр и рекомендацию в Московскую консерваторию. Выбор был остановлен на Москве. Закончив консерваторию у прославленной Бэллы Руденко, певица прошла стажировку у Евгении Мирошниченко в Киеве. Впоследствии она стажировалась также у Зураба Соткилавы в Большом театре и у Джанфранки Остино в Ла Скала. Сначала ей довелось работать в Самарском оперном театре, где она зарекомендовала себя, в частности, как моцартовская певица, там же посчастливилось спеть в редко исполняемой у нас опере Стравинского «Соловей». Русский репертуар с самого начала творческого пути был близок Ирине — ее выпускным экзаменом была «Снегурочка» Римского-Корсакова, в консерватории была также подготовлена и спета партия Людмилы. А сейчас получено приглашение спеть Шемаханскую царицу в постановке Большого театра «Золотой петушок». В 1987 году Ирина дебютировала на сцене Национальной оперы исполнила партию Каролины в «Тайном браке» Д. Чимарозо. Затем последовало множество других партий — Джильда, Розина, Виолетта, Лючия, Иоланта, Марфа, Мюзетта…

Читая в афишах «лауреат международных конкурсов», мы не всегда задумываемся над тем, каким бывает путь к этому титулу. Ирина Вежневец —лауреат сложнейшего Международного конкурса оперных певцов имени Франсиско Виньяса в Барселоне, где ей пришлось выходить на легендарную сцену театра де Лисео. Ирина также стала лауреатом венского конкурса, проходящего в придворном театре Бельведер. В 1991-м «моцартовском» году ей суждено было стать первой представительницей СНГ, которой удалось пройти все три тура конкурса и стать лауреатом. Это обстоятельство не было бы столь исключительным, если не учесть, насколько велики отличия немецкой вокальной школы и насколько сложно нашим певцам, обученным как правило в славянской или итальянской манере, участвовать в подобных творческих состязаниях. Не говоря уже о владении «вокальным» немецким языком, что доступно совсем уж немногим нашим соотечественникам. Так, в Вене к конкурсантам предъявляются абсолютно непривычные требования. В анкете участника конкурса зачем-то требуется указывать рост, вес и цвет глаз. Но самое главное начинается потом. Если вам посчастливилось пройти на третий тур, не спешите радоваться. Перед финальным прослушиванием вас заставят встать в очерченный квадрат в самой акустически невыигрышной точке зала и продекламировать наизусть по-немецки все тексты исполняемых произведений. Если вы при этом совершаете хотя бы одну ошибку в произношении, вас лишают завоеванного с таким трудом права выступить в финальном туре и даже не выдают диплома участника. Но и это еще не все. По правилам конкурса рояль должен стоять за кулисами. И выступающий, таким образом, полностью лишен права на привычный визуальный контакт с концертмейстером.

Не секрет, что для певца огромное значение в работе на оперной сцене имеют выступающие с ним партнеры. Их мастерство, такт и взаимовыручка во многом определяют успех спектакля. Ирина вспоминает об одном из таких случаев. Недавно, выступая в Испании в спектакле «Риголетто» ей довелось петь с харьковским баритоном Петром Бойко. В сцене прощания с умирающей Джильдой исполнители партии Риголетто обычно просят партнершу не прикасаться к ним и не совершать лишних движений, дабы не сбить дыхание. Но Бойко оказался совершенно уникальным партнером. Он падал на колени, носил Джильду на руках и плакал неподдельными слезами. Такая «выкладка» оказалась настолько ошеломляющей, что у самой Ирины прямо выступили слезы… И это после того как ей пришлось 45 минут пролежать на спине в мужском коллете (именно так одета Джильда в финале) да к тому же в мешке. А после этого еще и вовремя вступить, когда Риголетто этот мешок развяжет. В ту пору стояла не невероятная жара, доходящая днем до 45 градусов. Ведь именно из-за этого все оперные спектакли начинаются там в 11 часов вечера, когда певцам уже изрядно хочется спать…

Но у Ирины было немало примеров, когда и она сама выручала партнеров по сцене. В другом спектакле «Риголетто» исполнитель партии Спарафучиле (наемного убийцы, заколовшего Джильду) по ошибке вдруг в полную силу ударил ее бутафорским ножом. У Ирины потемнело в глазах от неожиданного удара, но в ту же секунду она мгновенно сообразила, что партнера нужно как- то успокоить и быстро сказала ему: «Все в порядке, ты промахнулся».

Иногда поддерживать партнеров приходится и в курьезной ситуации. Однажды, выбегая навстречу Риголетто в самом начале партии Джильды Ирина обнаружила, что в последнюю секунду перед выходом на сцену у нее на спине расстегнулась молния. Ей тут же пришлось стащить плащ с исполнителя партии Риголетто и накинуть его на себя. Все бы ничего, но происходящее оказало шоковое воздействие на тенора, певшего Герцога. Он почему-то вышел на сцену гораздо раньше, а дождавшись своего вступления, начисто забыл текст. И здесь Ирина, и сама оказавшаяся пленницей досадной случайности, пришла на помощь партнеру. Пропела не только все свои, но и все его реплики в начале дуэта. Таким образом, каждое слово, каждая нота и каждая эмоция остались на своем месте. Хотя такое исполнение этого дуэта вряд ли до сих пор практиковалось на мировой сцене…

Немало неожиданностей принесли и гастроли на Тайване. Там огромные залы (до 6 тысяч человек), используется подзвучка и тяжелые передатчики радиомикрофонов носят с собой, незаметно закрепляя их, где угодно — в прическе, в костюме и в совсем уж неожиданных местах. Из-за тайфуна на море пароход с костюмами задержался, и выходить на сцену пришлось без единой примерки. А ведь костюмов-то у Виолетты аж четыре… За час до спектакля выяснилось, что все платья как минимум на 20 сантиметров шире чем нужно. Все костюмы мигом распороли и специально приглашенные китайские портные переделывали их за считанные минуты один за другим, едва поспевая к каждому следующему действию. Спектакль проходил в рамках итальянского проекта с участием различных приглашенных певцов. Ирина никогда не видела своего будущего Альфреда и других участников спектакля. И вот — о ужас! — спектакль начался, а в первом действии все одеты в абсолютно одинаковые безупречные фраки! Пришлось действовать «методом исключения»: Ирине перед самым спектаклем успели объяснить: «Запомни, что Гастон — японец». Это и помогло разобраться кто есть кто на сцене.

Сейчас Ирина Вежневец много выступает. Готовы партии Татьяны, Мими и Микаэлы. Возможно, скоро они будут вынесены на суд киевской публики. Хочется надеяться, что и партия Лиу в «Принцессе Турандот» Пуччини, уже выученная Ириной, сможет наконец воплотиться на сцене. Недавно подготовлена программа из романсов Глинки. В ближайшее время Ирину ждут гастроли в Голландии, Испании, Словении, Молдове и России.

Delimiter 468x90 ad place

Новини партнерів:

slide 7 to 10 of 8

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать