Капризная гора
Ураган остановил смельчаков за 300 метров до вершины Эльбруса![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040915/4165-8-3.jpg)
...Более десяти лет назад в Тернополе был альпинистский клуб «Товтри», в составе которого действовала секция скалолазания. Сплачивал вокруг себя альпинистов и скалолазов директор Юрий Павкин. Многие восхождения провели члены клуба, накопили немалый опыт и получили закалку. Но когда прекратили финансирование, клуб вынуждены были закрыть. И вот в апреле этого года он возобновил работу.
Вокруг Юрия Павкина начали собираться интересные ребята. Те, что любят горы, путешествия, испытания и победы. Проводили теоретические занятия, выезжали, чтобы закрепить навыки на Винницкие (Львовщина) и Болеховские (Ивано-Франковщина) скалы, тренировались на Островском железнодорожном мосту (в Тернопольском районе) — он на 20-метровую высоту поднимается над рельефом, побывали на Никитских скалах в Крыму. Большим экзаменом на прочность их команды стала нынешняя поездка в Карпаты. В экстремальных условиях, когда температура воздуха не опускалась ниже 24 градусов, ребята совершили трехдневное восхождение по хребту Черногоры.
И только после этого и Юрий Павкин, и другие члены команды поняли, что они готовы провести восхождение на высшую точку Кавказа — гору Эльбрус (5642 м), мечту каждого альпиниста. Двадцать дней шестерых тернопольских смельчаков не было в родном городе. И вот, когда они приехали домой, загоревшие, исхудалые, но с искрами счастья в глазах, я встретилась с Юрием Павкиным и Василием Подоляком — и попросила их поделиться впечатлениями с читателями «Дня».
Ю.П.: — Кроме нас с Василием, в команде были Игорь Лонк, Андрей Плишко, Олег Паробок, Олег Шупер. Эти ребята очень разные: по профессиональной деятельности, по возрасту (самому старшему — 41, самому младшему — 19), но всех объединяет общее увлечение — горы. Поскольку у нас были необходимые документы и проводилась альпиниада «Кавказ-2004», то все члены Федерации альпинистов Украины имели разрешение на выезд в различные районы Кавказского хребта.
Наш учебно-методический центр «Эльбрус» располагается на высоте 2000 метров. Так уже традиционно сложилось, что эта база украинская. Вот и на этот раз мы встретили команды из Одессы, Днепропетровска, Львова, Киева. Отсюда группы проводят различные тренировочные восхождения. Мы побывали на скальной лаборатории долин Адир- Су, выходили на ледник Кашка-Таш, что было очень важно для тернопольцев, поскольку это — первое акклиматизационное восхождение наиболее легкой категории сложности. Вышли наши скалолазы и на вершины Курмычи (4050 м) и Виа-Тау (3788 м). Для нас было очень важно проводить длительные походы по снеговой линии, почувствовать резкие перепады температуры. Когда светит солнце — жарко, и до вершины можно идти только в рубашке, как только солнце зайдет — сразу сильный мороз и вероятное обмораживание тела.
В.П.: — У нас была цель: путем длительных тренировок и надлежащей акклиматизации дойти до высшей вершины Кавказа. На Эльбрус непросто подняться: здесь втрое меньше кислорода и вдвое ниже давление, чем у подножия. Чтобы хорошо себя чувствовать в походе, нужно привыкнуть к высоте. Медики доказали, что для полной акклиматизации достаточно 20 дней. А поскольку такой срок — роскошь для скалолазов и альпинистов, то вся наша братия чувствует одышку, головные боли по дороге на Эльбрус, хотя через неделю это проходит.
Ю.П.: — С технической стороны Эльбрус не является сложной вершиной, на языке альпинистов имеет категорию сложности 2а. Иными словами, Эльбрус напоминает карпатскую Говерлу, хотя, несколько более крутой в верхней части. Но весь экстрим в том, что это капризная гора. Никогда не знаешь, какой будет погода на вершине, а значит — каким восхождение. Когда попадешь в циклон, легко сбиться с дороги и упасть в ледниковые трещины. В такую ловушку Эльбрус заманил уже сотни альпинистов... На то время, как мы совершали восхождение, уже погибли пять альпинистов.
Что касается меня, то это мой третий поход на Эльбрус. Опыт уже был, но несмотря на это, когда спасатели передали прогноз погоды (на Эльбрусе есть покрытие мобильной связью), я понял, что можем не дойти до вершины.
В.П.: — Для всех других членов команды путешествие на Эльбрус — недосягаемая цель, поэтому чувствовали эйфорию. Вышли в первом часу ночи, небо было глубоким и звездным, на ненастье не похоже. По дороге встречали иностранных пассивных путешественников, их подвозили на скалы Пастухова (4800 м) ретраками (тракторами с широкими гусеницами, которые используются на горнолыжных склонах). За сто долларов можно легко попасть на гору, но нас интересовала высшая — западная вершина Эльбруса. В восьмом часу, утром, мы вышли на высоту 5300 м — это «седло». Оставалось 300 метров, или один час ходьбы, но...
Ю.П.: — На вершине поднялся сильный ветер. Ветер настолько сильно бил в грудь, что пришлось всем членам команды веревками связаться между собой, чтобы никого не снесло по склону на крутые участки Эльбруса. Метель бросала в глаза снег, и я видел, как от теплого дыхания образовываются сосульки на лице Олега Шупера. У меня, несмотря на защитные очки, смерзлись веки и борода. Мы решили спускаться в лагерь. Время и непогода решали жизнь каждого из шести. У лагеря сбились с дороги и попали в сетку трещин. Один человек, сделав неверный шаг, мог потянуть за собой всю связку. Я горжусь, что команда проявила мужество и духовную выдержку. В конце концов Игорь Лонк первый среди нас сориентировался на этом безграничном снежном поле, и мы за полчаса уже были в лагере. Фактически мы не дошли до Эльбруса, но что лучше: покорить вершину в хорошую погоду или в сильный ветер вернуться с высоты 5300 м и в сплошной снежной круговерти найти дорогу в лагерь? Тернопольские альпинисты накопили большой опыт, который поможет нам в следующих восхождениях. Считаем, что мы покорили Эльбрус и имеем право готовиться к восхождениям на другие вершины мира.
Выпуск газеты №:
№165, (2004)Section
Тайм-аут