«Казачество в творчестве Анатолия Базилевича»
Так называется выставка в Музее гетманства, посвященная юбилею легендарного графикаПризнанный мастер книжной графики, народный художник Украины Анатолий Базилевич — творец непревзойденных образов литературной классики — отметил бы 85-летие.
К юбилею мастера в Киеве, в Музее гетманства, открылась выставка «Казачество в творчестве Анатолия Базилевича».
Среди основных произведений художника — иллюстрации и художественное оформление к «Приключениям бравого солдата Швейка» Я. Гашека, «Пана Халявского» Г. Квитки-Основъяненко, «Тихого Дона» М. Шолохова, «Співомовок» С. Руданского, «Абу-Касимових капців» И. Франко, «Малого кобзаря» Т. Шевченко, «Українських народних казок», «Кайдашевої сім’ї» И. Нечуя-Левицкого и знаменитых рисунков к «Енеїді» И. Котляревского, появление на свет которых — в киевском издательстве «Дніпро» в 1968 году — стало культурным событием в Украине.
Анатолий Дмитриевич Базилевич родился в городе Жмеринка на Виннитчине. Пережил фашистскую оккупацию, принудительный труд на заводах в Германии, куда был вывезен вместе с семьей и где погиб его отец.
Но, несмотря на все испытания, Анатолий Базилевич не потерял своей мечты стать художником. Художественное образование он получил в Харьковском художественном институте (1947—1953 гг.).
После окончания института А. Базилевич переезжает в Киев, где на протяжении многих лет будет продолжаться его творческое сотрудничество с издательствами, для которых были проиллюстрированы огромное количество произведений украинской и мировой классики, книг современных писателей.
Определяющими чертами художественного стиля Анатолия Базилевича является виртуозное владение искусством рисунка, чрезвычайное мастерство в передаче психологического состояния литературного персонажа, острое, сугубо украинское чувство юмора, а также лаконичный и выразительный графический язык.
Известный украинский график Василий Перевальский в своей статье, посвященной памяти Анатолия Базилевича, написал: «Не будет преувеличением сказать, что расцвет на новом этапе украинской книжной графики и развитие реалистичной школы иллюстрирования украинской книги второй половины XX в. связаны с его именем и формировались, непосредственно или опосредованно, под его влиянием.
Уникальная способность Базилевича немногословной манерой скупого рисунка пером, карандашом или кистью создавать глубокий психологический образ ставит его среди своих современников-коллег на одно из первых мест...»
Кроме работы с книгой, художник занимался также станковой графикой, монументальной живописью, плакатом. Принимал участие во многих выставках как в Украине, так и за рубежом.
В 2001 году был награжден Всеукраинской премией «Признание» в номинации «Изобразительное и декоративно- прикладное искусство». Умер Анатолий Базилевич 30 июня 2005 года в Киеве.
Ведущей темой творчества Анатолия Базилевича, бесспорно, является Украина, ее народ, ее история, в частности яркие страницы, связанные с временами казачества, тем более что сам художник гордился тем, что среди его предков был и запорожский казак.
На выставке в Музее гетманства экспонируются 22 графических произведения мастера, которые дают представление о художественной стилистике А. Базилевича, о его видении героических страниц нашей истории.
Это иллюстрации к книге В. Голобуцкого «Гомін, гомін по діброві», к произведению П. Супруненко «Знайдена скарбниця», к повести В. Кулаковского и П. Сиченко «Ой гук, мати, гук», к украинской народной песне «Максим Залізняк», эскизы костюмов казаков и пять иллюстраций к поэме И. Котляревского «Енеїда» — наиболее известной работы художника.
Поэт Дмитрий Павлычко так написал о ней: «Рисунки А. Базилевича вызывали и вызывают до сих пор у меня глубокое восхищение.
По-видимому, никто из украинских художников не проник так в совершенстве в идею украинской «Енеїди», как это сделал А. Базилевич.
Здесь изображено философско-ироническое отношение украинской нации к, казалось бы, неотвратимым, угнетающим событиям своего бытия, здесь неповторимая индивидуальность и бессмертность нашего народа схвачены в веселых, жизнерадостных образах.
Троянцы — в действительности это украинские казаки — не признают победы над собой ни земных, ни небесных сил, ничто не может сломить их дух восстановления своей государственности, остановить их патриотическое жизнелюбие».
Выпуск газеты №:
№136, (2011)Section
Тайм-аут