Художественный «хаос»
Выставка «Юбилей» представляет творчество «старой гвардии» и «боевого молодняка»В Институте проблем современного искусства НАИ Украины проходит выставка «Юбилей», посвященная 10-летию основания этого научно-творческого заведения. Работы, представленные в экспозиции, — это мозаика авторских стратегий и тактик, множества индивидуальных жестов и событий в мире искусства. Кураторы (Ирина Яцык, Глеб Вышеславский и Олег Сидор-Гибелинда) стремились собрать как можно больше художников разных поколений, которые, на их взгляд, проявили высокую активность в области современного искусства. Дух нового тысячелетия «висит в воздухе» — метафорическая красная фигура человека, созданная директором института, художником Виктором Сидоренко. А белая инсталляция на весь зал Алексея Литвиненко и Петра Бевзы напоминает о том, каким смелым шагом было размещение «диких» природных материалов в выставочном зале. Деревянный объект Романа Минина напоминает саркофаг, в котором похоронены все проблемы шахтерского Донбасса. Как-то не подобает таким художественным беспорядкам слово «академические», однако современное искусство достойно того, чтобы к нему относились со всей серьезностью. Сотрудники Института изучают все проявления нового мышления и восприятия на нашей художественной арене; поражает количество печатных трудов, представленных на стендах для обзора.
В формате одной выставки наблюдаем яркие образцы творчества «классиков и современников», «старой гвардии» и «боевого молодняка». А еще — шероховатых и живых экспонатов, выполненных в традиционной технике, и виртуальных документов творчества, которое состоялось «где-то и когда-то», в целом же — рядом и недавно. Скульптуру и графику все чаще замещают фотография, лэнд-арт с инсталляцией и видеоартом, зато живопись переживает «второе рождение» — как и перфоманс, который как будто зачах на наших широтах, возникнув в начале 1990-х. Появляются и принципиально новые жанры наподобие граффити, которые только теперь начинают воспринимать всерьез. Видим разнообразие имен, талантов, направлений. Художников, которые, начав творческий путь в русле харьковской школы, впоследствии вышли на международный уровень (Виктор Сидоренко). Отпочковались от «новой волны» украинского постмодерна (Глеб Вышеславский), изобретя индивидуальные стилистики (Александр Клименко). Продолжают поиски «третьего пути» как представители движения «пластиков» (Петр Бевза, Алексей Литвиненко), так и «новой архаики» (Александр Бабак). Уверенно чувствуют себя среди «новых технологий» (Оксана Чепелык). В конечном итоге, на протяжении последнего десятилетия вошли в творческую жизнь, чувствительнее других реагируя на ее причудливые пульсации (Андрей Сидоренко, Гамлет Зинькивский, Роман Минин, Юрий Кручак, Дмитрий Корниенко). Экспозицию дополнит медиапроект Глеба Вышеславского «Виртуальный музей».
Объективный взгляд на всех участников процесса творения современного искусства выгодно отличается от того, который жестко фильтрует художников, оставляя из тысяч лишь единицы, на которых удобно «делать ставки» дельцам от арт-бизнеса. Коммерческий подход к таким «избранным» их истощает и не делает лучшими. Всматриваясь в многообразие произведений из разных уголков Украины, понимаешь, сколько интересных и талантливых личностей не вошло в те высокие рейтинги, которые постоянно предлагает арт-реклама.
Поражают своей красотой фотокомпозиций в стиле лэнд-арт среди живописных пейзажей Винницкой области и Карпат (отчет Алексея Малиха, Александра Никитюка, Анны Надуды, Анны Сидоренко, Сергея Якунина, Константина Аленинского, Владимира Нойса). Фотодокументация «Гурзуфских сезонов» куратора Олеси Авраменко отражает интересные эксперименты разных художников в городской среде. Кроме ретроспективных, представлены и новые работы известных мастеров. Так, «ярый» абстракционист Александр Клименко демонстрировал листы, созданные на компьютере, где он выразил новый философский взгляд на современность. Фотоинсталляция Елены Голуб «Восход деревянного солнца», побывав на арт-фестивале в Венгрии, впервые экспонировалась в Украине. Захватывающее и в то же время ироническое настроение этих работ имеет культурологическую коннотацию к знаменитой картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», подчеркивая то, что времена меняются.
Выпуск газеты №:
№11, (2012)Section
Тайм-аут