Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кино с клиническим уклоном

26 июня, 00:00
Чертову дюжину дней веселился и ликовал народ в городе Сочи на «чертово-дюжинном» XIII Открытом российском фестивале «Кинотавр». Город переполнили звезды, специально приехавшие на них поглазеть отдыхающие и… фильмы, фильмы, фильмы.

Фестиваль «Кинотавр» — первый и главный проект Марка Рудинштейна, задумавшего в 1991 году курортно-киношный форум. Теперь Марк Григорьевич — президент целой группы компаний «Кинотавр», куда входят фестивали «Лики любви» в Москве, премия «Золотой Овен», детский фестиваль и благотворительный фонд «Кинотаврик» в Сочи. Но сейчас он также и актер, снимающийся не только в кино, но и играющий на театральной сцене. Теперь он меньше занимается «Кинотавром», присутствуя на нем, решая вопросы, требующие тяжелой артиллерии, а больше наблюдая всю эту жизнь со стороны. Таким образом, Рудинштейн готовится отдать частный фестиваль государству. А государство готовится его взять, чем и подтверждает свое намерение, командировав на церемонию открытия министра культуры России Михаила Швыдкого. Чем эта затея закончится для кино, фестиваля и города Сочи, покажет время. Пока же оно показывало исключительно кино, фланирующих по пляжу звезд, безумных фанатов и скептически настроенных критиков.

Кино можно было посмотреть, во-первых, на двух фестивалях: XIII Открытом российском и IX Международном «Кинотаврах». Во-вторых, в Зимнем театре — основной конкурс и конкурс «дебют». На Театральной площади перед Зимним, на самом большом экране, — конкурс «Зрительский взгляд», в кинозале гостиницы «Жемчужина» — международный конкурс, информационные показы, фильмы победителей III Московского форума молодого кино «Дебют- Кинотавр. Короткий метр», а также ретроспективу нового канадского кино, фильмы знаменитого продюсера Регины Циглер — «Циглер-марафон» и программу фильмов «Федот, да не тот». Все это меню «Кинотавра». Правда, в него еще входили бесконечные кабачки во всех видах, как основной продукт кормления фестивального люда, в не зависимости от статуса и звездности.

Обязательной программой для каждого участника фестиваля также были: проходы по «звездной дорожке», как в Каннах, ежедневный пляжный променад, фотографирование с поклонниками, раздача автографов, купание в Черном море, солнечные ванны и по велению сердца и желудка — посиделки в прибрежном ресторане «Иверия».

Но главное — фильмы. Хотя в этой статье я позволю себе остановится лишь на фильмах основного конкурса, ибо именно эти фильмы зритель сможет увидеть в прокате и составить свое мнение. Тем более, лучшие фильмы «Кинотавра» отобраны продюсерской компанией «Альянс Шатро», известной своими грандиозными проектами с Мариинским и Большим театрами для нового проекта «Кинотавр» представляет «Наше кино». На протяжении всего сезона, начиная с сентября, программа «Эхо «Кинотавра» познакомит киевлян с премьерами российского кинематографа.

Итак, за прошедший «межфестивальный» год в России снято около 50 полнометражных игровых фильма, из которых около 20 картин — дебюты. Посему в этом году в основном конкурсе ощущался мощный прорыв молодых режиссеров с качественными картинами: Николая Лебедева с военной драмой «Звезда» по повести Эммануила Казакевича, Дениса Евстигнеева с молодежной комедией «Займемся любовью», Юрия Грымова с «Коллекционером», Алексея Балабанова с очередным пророссийским фильмом-агиткой против всех «нерусских» «Война», Валерия Тодоровского с «Любовником». Следом за ними шли режиссеры- пятидесятники и два могикана отечественного кино — Александр Митта и Игорь Масленников. Что касается последней пары, то они представили две тенденции последнего времени: полную творческую импотенцию кинематографа — «Раскаленная суббота» Митты и великолепную творческую форму с новым, свежим взглядом — «Письма к Эльзе» Масленникова. Последний не снимал для большого экрана 13 лет, но, похоже, снял чуть ли не лучшую свою картину по прекрасному сценарию Аркадия Высоцкого (сына Владимира Высоцкого). К сожалению, метаморфозы, происходящие с категорией творцов типа Митты, более распространены. И с нашими кинематографистами, в том числе. Но об этом чуть позже.

Режиссеры-пятидесятники — Аркадий Яхнис, Александр Атанесян, Сергей Русаков и Сергей Овчаров — авторы, за исключением Юрия Рогозина и Валерия Рубинчика, очень средненького, чаще беспомощного кино: современная сказка «Повелитель луж» Русакова или кино- «модельное портфолио» «Летний дождь» Атанесяна. В последнем, не заслуживающим особого внимания, отличная актерская работа Игоря Золотовицкого, благодаря которому, кино удалось досмотреть. Аркадий Яхнис в «Ботинках из Америки» , заняв в своей картине 99% украинских артистов (Людмилу Погорелову, Нину Шаролапову, Викторию Малекторович, Тараса Денисенко и Викторию Авдеенко) и затронув болезненную тему холокоста не смог до конца овладеть притчевым языком, избранным в качестве художественного приема. Не смог он также укротить бешенные темпераменты хороших, но требующих режиссера- диктатора украинских актрис. Психологически тонким в этом украинском ансамбле оказался лишь грузинский актер — Рамаз Чхиквадзе. Он единственный прочувствовал и сыграл то, что закладывалось, видимо, в фильм первоначально. Фильм же Овчарова по мотивам сказки Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — супердорогой проект, более напоминающий театр, перенесенный в кино, при чем не очень удачно. Приятным исключением из этой возрастной категории конкурсантов можно назвать фильм Рогозина «Пер-р-рвокурсница» , получивший приз им. Григория Горина за лучший сценарий. Милое кино, практически «Анти- Лолита» с очень хорошей работой Дмитрия Шевченко (Артурчика из «Дня рождения Буржуя») и бывшей студентки ВГИКа Марии Шалаевой, которую оттуда выгнали. Эта лирическая комедия сделана профессионально, а главное абсолютно смотрибельно для самого взыскательного и самого неискушенного зрителя. Фильм же Валерия Рубинчика «Кино про кино» — ностальгический гимн закадровой жизни большого кино с великолепными работами Татьяны Лавровой и Федора Бондарчука. А еще в этом фильме слегка поприсутствовал Александр Роднянский. Дело в том, что действие этой лирической комедии происходит в бывшем Доме отдыха кинематографистов, а нынче пансионате «РодНик». Название расшифровали просто — «Роднянский-Николаев»…

Что касается, победителей, то по Главному призу «Кинотавра», получившему «Золотую Розу», — фильму «Война» Алексея Балабанова, можно читать лекции о современной государственной политике России. Если эти тенденции восхищают уважаемое жюри во главе с авторитетным кинорежиссером Глебом Панфиловым, значит, в этой стране скоро не найдется места ни чеченцам, ни евреям, ни украинцам. Кстати, по странному стечению обстоятельств, два националистских фильма были показаны параллельно: вышеупомянутая «Война» и украинская «Молитва за гетмана Мазепу» Юрия Ильенко в международном конкурсе. Оба фильма — фильмы-диагнозы. Первый опасен тем, что, будучи сделан хорошим режиссером, обласканным властями и критиками («Война»), вызывает симпатии к заведомо отрицательным персонажам. Происходит подмена: героя-защитника (фильм «Звезда», который, между прочим, получил лишь премию им. М. Таривердиева за лучшую музыку Алексея Рыбникова), заменили героем-агрессором («Война»). Из двух войн — Второй мировой и нынешней Кавказской — побеждает последняя…

«Мазепа» же — диагноз тому пресловутому менталитету, который Украина так пыжится изобразить все годы независимости в качестве идеального на этой части суши образа мышления. Но получает оглушительный щелчок по носу простых, не задурманенных одноклеточной идеологией людей, желающих увидеть не ощерившуюся, желчную и оголтелую «пихатість», а нормальное, внятное во всех смыслах (художественном, идеологическом, фабульном в конце концов) кино. «Мазепа» — фильм очень показательный. Наконец, за большие государственные деньги государство в лице чиновников от культуры и «режиссера- гения» поэтического кино поставило само себе диагноз. Жаль только Ступку как актера, обязанного что-то играть даже в плохом кино, и художника по костюмам Владимира Фурыка , угробившего себя на съемках этого «самого дорогостоящего шедевра украинского кино». Фамилию последнего даже не удосужились взять в титрах в черную рамку…

Тем не менее, жизнь устроена так, что добро все же иногда побеждает зло (или злость). Так, гран-при получил фильм Валерия Тодоровского «Любовник» с Олегом Янковским и Сергеем Гармашем в главных ролях. Янковский также получил приз за лучшую мужскую роль. Хотя, по большому счету, Гармаш не менее достоин аналогичной награды. История двух, в одночасье овдовевших мужчин, грандиозная драма жизней, крах иллюзий, борьба и дружба — очень взрослое, щемящее, очень мужское и очень настоящее кино Тодоровского-младшего после его более молодежных «Любви» и «Страны глухих».

Великолепную комедию для молодежи Дениса Евстигнеева «Займемся любовью» отметили спецпризом жюри и призами за мужские роли второго плана: Андрею Новикову и Евгению Цыганову. На контрасте со столь молодыми героями фестиваля приз за роль второго плана среди женщин получила несравненная Алла Демидова в фильме «Письма к Эльзе» Игоря Масленникова.

Фильм «Коллекционер» Юрия Грымова по повести Левана Варази «Коллекционер и его близкие» — не получил ничего. Зрители же разделились на тех, кто категорически не принял эту эстетскую картину и тех, кто был потрясен: и философией, заложенной в нем, и художественным языком, и завораживающей эстетикой каждого кадра. Пожалуй, фильм Грымова оказался единственным чисто фестивальным кино — для специалистов, так как все остальные, больше — для зрителя. Это интеллектуальное кино, по сути своей очень поэтическое, я бы осмелилась противопоставить нашему «Мазепе». Как пример того, как можно художественную идею, идею чистого искусства воплотить на экране внятно, базируясь на мощной режиссерской культуре (как общей, так и профессиональной), ни секунды не изменив чувству меры и хорошего вкуса. Кстати, в этом фильме сыграл одну из ролей второго плана киевский режиссер Андрей Приходько («Сойчине крило» в Театре И. Франко).

И еще одно, фильм «Звезда» удостоился приза от губернатора Краснодарского края. А также, в качестве неофициального приза зрительских симпатий — громадную морскую звезду, из рук актрисы Веры Глаголевой и режиссера Теграна Кеосаяна (сын автора «Неумолимых мстителей»). Именно этому фильму и режиссеру Николаю Лебедеву зал аплодировал невозможно долго, словно мешая объявить «позор жюри» — главный приз фильма «Война»…

P.S. Тем не менее, Украина не осталась без приза, даже без двух. В конкурсе «Зрительский взгляд» — приз Александра Розенбаума «Вальс-бостон» за лучшую песню («Песня черта») к музыкальной комедии «Вечера на хуторе близ Диканьки» по одноименной повести М. Гоголя получил Константин Меладзе, а Филипп Киркоров — за лучшую мужскую роль (Черта) в этом же фильме режиссера Семена Горова и продюсеров Влада Ряшина/Александра Зинченко. Филю избрали 96% зрительских голосов. Наш зритель видел этот фильм на телеканале «Интер» в новогоднюю ночь, сочинцы же — в начале лета на берегу моря. Реакция была великолепная. Смех и радостные вопли слышались даже на пляже…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать