Кличко предупреждает!..

Член Оргкомитета по проведению Евро-2012 высказывает опасения по поводу темпов подготовки Украины к финальному турниру континентального первенства. Свою позицию знаменитый спортсмен и перспективный политик раскрыл в прямом эфире программы «Футболомания», ответив на вопросы ведущего и слушателей радио «Промінь». Предлагаем вашему вниманию эту беседу (с некоторыми сокращениями), опубликованную в интернет-издании «Прессинг».
— Виталий, в последнее время вы весьма критически оцениваете то, как готовится Украина к Евро-2012. На чем основываются ваши опасения, ведь тот же УЕФА пока и не думает бить в набат…
— Уточню. Это не пессимизм, а конструктивная оценка подготовки страны к проведению европейского первенства. Прошло уже более полугода после победы Украины в тендере, но, к большому сожалению, в этот период страна жила больше политическими событиями. Поэтому все внимание министерств, ведомств и чиновников было сосредоточено на выборах, а не на реализации функций центрального и местных оргкомитетов Евро-2012.
Теперь же, надеюсь, мы сможем наладить работу ведомств, отвечающих за подготовку к первенству, а также назначим ответственного вице-премьера — человека, который смог бы непосредственно на государственном уровне отвечать за проведение Евро.
Перед нами тяжелая задача. У миллионов наших футбольных болельщиков есть огромное желание увидеть чемпионат Европы, гостеприимно принять иностранных фанов, показать Украину, которую во всем мире, по большому счету, знают по Чернобылю. Для этого нужно провести Евро-2012 на высоком уровне. Нам это по плечу, и я уверен, что общими усилиями при хорошей организации мы справимся с поставленной задачей и проведем финал европейского первенства не хуже, чем в Португалии.
— Очень острый вопрос — наличие современного стадиона в Киеве. Судьба «Олимпийского» пока не определена, а перспективы возведения новой арены — еще туманнее.
— Самая большая проблема, которую президент УЕФА Мишель Платини изложил в письме к президенту ФФУ Григорию Суркису, состоит в том, что строительство торгово-развлекательного комплекса «Троицкий» перед НСК «Олимпийский» блокирует эвакуационные пути для зрителей т.е. угрожает безопасности болельщиков. В связи с этим еще 31 августа Президент Украины своим указом поручил киевскому мэру и Киевсовету решить данный вопрос в кратчайшие сроки. Прошло несколько месяцев, но, к большому сожалению, ничего не было сделано.
Остается задать вопрос: сколько раз Президент должен издавать указы, сколько раз чиновники должны услышать указания, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки? Виктор Ющенко очень правильно расставил акценты, объявив на последнем Координационном совете, что если в течение недели данные распоряжения не будут исполнены, то он будет более жестко относиться к тем, кто их игнорирует.
— Виталий, неужели до сих пор нельзя найти управу на этих застройщиков?
— Я хочу вернуться к изначальной проблеме — к ответственности чиновников. Они не могут мыслить стратегически: сначала мы кладем асфальт, потом вспоминаем, что забыли положить трубы, вскрываем этот асфальт, кладем его снова, потом, оказывается, вспоминаем, что забыли положить кабель. Такие вещи — сплошь и рядом…
Аналогичная ситуация и с «Олимпийским», являющимся объектом стратегического значения, главной ареной страны. Чиновники, давшие разрешение на застройку площади перед стадионом, не отдавали себе отчет, что полностью парализуют работу арены. Получается, теперь боремся с проблемами, которые сами себе создали: сначала дали разрешение, начали строить, а теперь ищем варианты выхода из тупика. Инвесторы, по всей видимости, не виноваты в этом: они получили разрешение, они строят. В первую очередь виноваты те люди, которые дали им добро.
В данном случае есть два пути решения: предоставить инвесторам альтернативную площадку и компенсировать их затраты. Тогда все стороны должны остаться довольными. Либо, если не будет найден компромисс, переходить на более радикальные меры. На кону стоит престиж государства, и если мы в кратчайшие сроки не решим проблему «Олимпийского», проведение чемпионата Европы в Украине окажется под большим вопросом.
— Скажите, зачем бороться за «Олимпийский»? Ведь это — устарелая постройка, очень неудобная для болельщиков… Возможно, лучше возвести новый стадион, как в Англии — снесли «Уэмбли» и построили новый. У «Олимпийского» одно преимущество — он находится в центре города, к нему легко добираться.
— Однозначно — стадион нам нужен. Прежде чем что-то снести, нужно построить новое. У нас есть договор с УЕФА, в котором четко значится, что финал европейского форума должен проходить на «Олимпийском». Да, когда на этой арене проходят важные матчи, центр города парализуется на несколько часов, но поверьте — это естественно. К тому же сейчас рассматривается вариант возведения нового современного стадиона на проспекте Глушкова, 1 — это территория ВДНХ. Пока же, опираясь на договор с УЕФА, мы должны в кратчайшие сроки реконструировать НСК «Олимпийский».
— Скажите, вы всерьез верите, что снесут эти строения перед «Олимпийским»? Ведь даже скандальный дом на Грушевского, 9а — по указу Президента — и тот не был снесен! О чем говорить тогда?!
— Я еще раз повторю: ребром стоит вопрос о проведении чемпионата Европы 2012 года, и если мы не разрубим этот гордиев узел, то можем потерять право на проведение финальной части первенства. У меня есть полная уверенность, что мы найдем верное решение, и Президент Украины подтвердил это на совещании Координационного совета. Уверен, воли и желания, чтобы решить этот вопрос, хватит и у политиков. Здесь дело в сроках — время работает против нас, мы должны действовать максимально быстро.
— Считаете, мы успеем подготовить наши дороги до начала Евро-2012?
— Это одна из основных задач, стоящих перед мэрией. С подобной проблемой сталкиваются жители всех мегаполисов. Впрочем, она не единственная. Тем не менее качественным проведением турнира мы хотим показать, что Киев является европейской державой.
Наша столица — один из красивейших городов Европы, имеющий к тому же многовековую историю. Важно, чтобы он сохранил свое лицо. Жаль, что, гонясь за деньгами, чиновники позволяют возводить по соседству с церквями многоэтажные уродливые здания из стекла и бетона. По моему мнению, в историческом центре города подобные стройки вообще должны быть запрещены. Бизнес-центры предполагают наплыв машин, а ведь дороги, которые строились после войны, рассчитаны на куда меньший автопоток. Чиновники, не учитывающие таких нюансов, рубят сук, на котором сидят.
Нам необходимы новый генеральный план и новая стратегия развития города. Нужно четко представлять, каким должен быть Киев, по сути, визитная карточка страны: город-парк, город-музей или деловой центр. Все это можно и объединить, если скрупулезно продумать.
— Правда, что строить и ремонтировать дороги в Украине будут немцы?
— К нам обращаются многие инвесторы, в том числе и зарубежные. Они готовы вкладывать средства. Уверенность, что мы сможем построить всю эту инфраструктуру в соответствии с европейскими стандартами, есть. Но для этого нам обязательно нужно провести на высоком уровне чемпионат Европы.
Главное, чтобы весь процесс был скоординирован. Не может дело ограничиваться созданием комитетов — при Президенте, при премьер-министре, в Киевсовете… Знаете, как в пословице: «Семь нянек — дитя без глаза»...
— Хотел бы вернуться к теме «Олимпийского». Не кажется ли вам, что демонтаж торгового центра — очень трудоемкий процесс, который не так-то просто будет осуществить? Может, стоит подумать о дополнительных выходах?
— Есть вердикт комиссии УЕФА: торговый центр мешает эвакуации людей. Это официальный документ, на него и стоит ориентироваться. Тем более что, насколько я знаю, возможность снести все ненужное есть. Григорий Суркис изначально был против этого строительства, однако его не слушали. И тем более не верили, что Украина получит право провести Евро-2012…
Приблизительная сумма компенсации инвесторам составляет пятьдесят миллионов долларов США. Для примера: прибыль проведения ЧМ-2006 в Германии составляла полтора миллиарда евро. Украина, даже если не выйдет на такой показатель, получит гораздо больше. Я говорю о ее имидже.
Считаю, комплекс — не та проблема, которая может стоять на пути достижения куда более важной цели.
Выпуск газеты №:
№192, (2007)Section
Тайм-аут