Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Код земли с доминантой воды

11 февраля в Музее Ханенко откроется выставка живописи Ольги Петровой
10 февраля, 16:15
«СОН В СТАВАНГЕРЕ», 2014, ПОЛОТНО, МАСЛО / ФОТОИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ АРХИВА ОЛЬГИ ПЕТРОВОЙ

Свою экспозицию известный живописец и искусствовед  назвала «Норвегия». По словам Ольги Николаевны, этот цикл родился после ее путешествия (в сентябре 2011 г.) в эту страну. Норвегия встретила художницу свинцовым небом, шквальным ветром, густым дождем, который варьировался в активности аккордов. Вода небесная соединялась с водой земной. Это был шок  для художницы, настроенной на золото осени...

Ольга Петрова давно пишет живописные серии, которыми ярко и убедительно отчитывается о расширении изобразительной биографии. В этом есть радость познания широкого мира, который для поколения 1970—1980-х находился за железным занавесом. Острый глаз художника и в то же время исследователя способен срезать пласты культур за достаточно ограниченный отрезок времени.

В образе страны Норвегия есть ощущение конечности того, что мы называем землей обетованной. Здесь господствует атмосфера первотворения природы, к которой до сих пор не добралась цивилизация. Вечная Троица Норвегии — это резкий и бесконечный стык воды, суши и неба.

К созерцанию этого феномена и его воспроизведения средствами искусства приобщились гении Норвегии: Генрих Ибсен, Эдвард Григ и Эдвард Мунк. Их творчество, с точки зрения европейцев, расценивалось как дикарство, языческие танцы возле костра. Их не понимали, потому что большинство европейцев не видели Норвегию. Но гениальность и уникальность художников проявилась именно в том, что они смогли прикоснуться к неповторимому коду собственной земли, которая во многих измерениях всегда была и остается на обочине Европы. Неоспоримая заслуга Ольги Пертовой в том, что она сумела отрефлектировать эти сложные парадигмы.

Норвегия необычностью ландшафта, безграничного в варьированиях форм и цветов, через переменчивое освещение в непогоду, когда земля и небо сливаются в одно целое, сначала оттолкнула, а затем потрясла О. Петрову. Но путь от первобытных эмоций к живописным полотнам оказался достаточно длинным — три года художница вынашивала тему Норвегии, пока не стала готова представить ее зрителям.

Петрова-ученый раскрыла свои философско-антропологические знания, Петрова-мечтательница соединила иллюзии об истории викингов с прагматичным кодом нации, Петрова-художница придала конкретную форму подвижным эмоциям.

Попробуйте вчитаться в пьесу Г. Ибсена «Пер Гюнт» или вслушаться в музыку Э. Грига к этому произведению: и из бездны пространств гор и фьордов выплывет одинокая человеческая душа.  Здесь каждый может почувствовать себя королем округи, каждый может разговаривать на своем диалекте. Остается вопрос, с кем? Ведь человек растворен, если не говорить раздавлен, в бесконечном пространстве вселенной.  Еще в совсем недавнем прошлом здесь человеку чаще приходилось слышать шум ветра или волн, чем живое человеческое слово. Одиночество норвежца не сравнивается с идеей постмодернистского эгоцентризма. И это так тонко и осторожно удалось показать О. Петровой в работах «Сон в Ставангере» и «Противостояние». В суровой манере живописи, в ее преобладающей холодной палитре сконцентрировалось послание Ольги  одиночеству, которое является исторической сущностью этой земли.

В работах художницы главным мотивом, а в контексте Норвегии — главными героями являются вода и горы. Это архетипы этой Земли. Драматизм природы нашел свое эпически-монументальное воплощение в полотнах «Фьорд», «Отражение», «Над морем». В произведении «Легенда» ощущение конца Земли доведено до регистра трагического. Мир человека обозначен маленькими домами на контрасте c величественным призраком, словно скалой, которая выгибается безумным столом и стоит так, как может стоять лишь бог моря.

Море всегда кормило норвежцев, принуждая их к существованию как  людей моря. Поэтому рыба здесь является не сакральным или гастрономическим объектом, а символом выживания как такового. Выразительные, персонифицированные рыбы закрывают собой горизонт в произведении «Пляж 8 июля» и млеют на солнце в «Большой рыбе». Птицы, бараны, лодки тоже по степени выразительности готовы претендовать на черты личностей.

Викинги, рыбаки и даже современные нефтяники (им посвящено полотно «Цепь») лишь отдыхают на суше, а живут настоящей жизнью в море. Так оно есть, как бы парадоксально это ни воспринималось нами. В то время как их женщины издавна являются владычицами суши, хранительницами домашнего очага. И согласно такому образу жизни — расставание является объективной   реальностью их отношений.  «Эллисив —  королева Норвегии», «Женщины викингов» лишенные мужчин; рыбакам не хватает женщин. Всех разъединяет вода, соединяют лодки, кормит рыба. Жесткость стиля, которым записан норвежский эпос — «Старая Эдда», которая и доныне является живой поэзией викингов. Поэзия  оправдывает жестокость.

Тишина пронизывает мир, и слышен ее отголосок, слышен ветер, кое-где крик птицы, другом становится лес, камни и большое одиночество. Все охватила вода и ее отражение. И этот хрустальный образ Норвегии удалось так тонко прочувствовать и пересказать на языке красок Ольге Петровой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать