Комета русской оперы
Свой юбилей Елена Образцова празднует весь нынешний сезонЕе звезда не взошла — взлетела! — на небосклоне оперного искусства. И вот уже 40 лет украшает лучшие сцены мира, поражая все новыми открытиями… Елена Образцова —всемирно известная певица (меццо-сопрано),народная артистка СССР, лауреат Ленинской премии. Ей рукоплескала публика Парижа, Версаля, Лондона, Нью-Йорка, Италии, она поет в лучших театрах —«Ла Скала», «Метрополитен-опера», «Карнеги-холл», работает с крупнейшими музыкантами мира — дирижерами и артистами, критики пишут о ней: «Елена Образцова превосходит самых знаменитых оперных див ХХ века», «это самый крупный лирический талант мировой оперной сцены». Природа щедро одарила Елену Образцову. У нее голос редкой красоты тембра, бархатистости, органной сочности звучания, яркая сценическая внешность, придающая ее оперным героиням редкую художественную рельефность и выразительность, талант настоящей драматической актрисы. И все это соединено в художнике, фанатично преданном музыке. Для Образцовой пение — не просто профессия, а содержание, высший смысл жизни. Поэтому художественные трактовки певицы обладают такой огромной притягательной силой, безраздельно захватывают слушателей.
Свой юбилей примадонна празднует весь нынешний сезон, легко доказывая условность любой круглой даты. Сначала в родном Петербурге она провела именной конкурс в поисках молодых талантов. Следом в Вашингтоне под дирижерской палочкой Пласидо Доминго блеснула в оперетте, явившись в образе графа Орловского в штраусовской «Летучей мыши». Затем показалась в драме — в спектакле Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», где она в роли стареющей оперной дивы матерится, смачно курит и танцует рок-н- ролл. И театр, где Образцова дебютировала еще студенткой в 1963 году в роли гордой шляхтянки Марины Мнишек, надо сказать, со вниманием отнесся к юбилею своей самой роскошной и знаменитой дивы — 17 декабря, сорок лет спустя день в день, Большой дал парадного «Бориса Годунова» с неувядающей юбиляршей у фонтана. На грандиозном же творческом вечере в Большом театре России 25 января — своевольная комета русской оперы — Елена Образцова была потрясающе красивой и молодой. Теперь пришла очередь киевлян и гостей столицы одними из первых поздравить певицу с сорокалетием творческой деятельности. 6 апреля во дворце «Украина» состоится юбилейный концерт, посвященный 40-летию творческой деятельности народной артистки СССР и России Елены Образцовой «Избранное». Помогать в юбилейном концерте в Киеве, так же, как и в Москве, Елене Васильевне будут ее любимые партнеры — грузинские певцы Маквала Касрашвили и Зураб Соткилава, а также — симфонический оркестр Национальной оперы Украины под управлением Владимира Кожухаря.
Женщина, о которой рассказывают и пересказывают самые невероятные истории (и она таки дает к тому поводы), ведомая по жизни неуемным темпераментом в сочетании с божественным даром, примадонна мировой оперной сцены, Елена Образцова действительно необыкновенна. В «Кармен» она выходит босой. Шалой цыганке, уволенной с табачной фабрики за ревнивую потасовку с другой работницей, никак не пристало щеголять в туфельках. Может, это и так, но кроме Образцовой петь босиком не решается больше ни одна Кармен в мире. А однажды в Мариинке Образцова допевала четвертый акт... со сломанной рукой. Ее партнер, который должен был по сценарию уронить непокорную Кармен, забыл об этом и, допев, ушел за кулисы. Образцова расслабилась, решив, что сегодня ее «ронять» уже не будут. И тут спохватившийся тенор выбежал на сцену и... просто толкнул ее неожиданно и сильно. Певица упала, а в антракте ей пришлось сделать замораживающий укол и наложить шину. Она обернулась шалями и допела спектакль «под наркозом», после чего была увезена в больницу.
О том же, чтобы хоть на какое-то время перестать петь, она и не думала: убеждена, что если только остановится — придет конец ее энергии. Жизнь — это пение, и она просит Господа только об одном: чтобы сначала дал ей умереть, а потом она перестала бы петь. Только так, а не наоборот...
Выпуск газеты №:
№58, (2004)Section
Тайм-аут