Крым, который остался только на картинах
В Музее европейских культур в Берлине хранятся экспонаты крымскотатарского искусства
Недавно заместитель министра культуры Крыма Исмет Заатов по приглашению директора Института тюркологии Свободного университета профессора Барбары Кельнер-Хайнкеле, а также директора Музея европейских культур доктора Конрада Вольера в Берлине в течении месяца проходил научную стажировку в Германии. В Музее европейских культур Берлина хранится около 3 тысяч предметов культуры и быта крымскотатарского народа, привезенных в Берлинский музей с 1842 по 1994 годы немецкими учеными-этнографами. Какова их история? Об этом наш корреспондент и беседует с заместителем министра.
— К числу интересных находок в Музее европейских культур я бы отнес коллекцию Наты и Ханса Финдайзенов. Они приезжали в Крым в 1929 году и пробыли на полуострове более полугода. Целью их экспедиции были сбор и изучение в различных районах Крыма предметов, связанных с жизнью, бытом, искусством крымских татар. В эту коллекцию входят детская обувь, одежда, головные уборы. Судя по состоянию и технике изготовления, они относятся в основном к середине XIX века, то есть это как раз те предметы, которых в музейных фондах Крыма практически нет. Очень интересна коллекция инструментов крымскотатарских мастеров по обработке кожи, ювелиров, вышивальщиц. Основываясь на этих данных, можно в полной мере восстановить, какими инструментами пользовались наши мастера два столетия назад, как назывались сами инструменты и так далее…
В Германии я встречался с руководителями тюркских фондов. В восьми из них я прочел лекции о социально- экономическом и культурном положении крымских татар в Крыму. Также я встретился с представителем Меджлиса крымскотатарского народа в Германии Ахметом Озаем, с главой Общества культуры и взаимоподдержки крымских татар в Западной Европе Рахетом Каранлыком, с руководством представительств турецких газет «Zaman» и «Milliyet» в Германии, с одним из лидеров крымских татар в Берлине Абдурахманом Гюнешем. Интересное знакомство состоялось со скульптором Эскендером Едилером. Его отец был вынужден эмигрировать из Крыма в 1937 году, спасаясь от репрессий, в Турцию в город Эскишехир. Эскендер получил прекрасное образование в Германии, куда позже переехали его родители. Затем закончил три художественные академии в Германии, Швейцарии и Великобритании. Блестяще владеет крымскотатарским языком. У него интересные работы, выполненные из разных материалов — камня, металла и пластика. Мы договорились при поддержке Гёте Института о его стажировке в КГИПУ на кафедре декоративно- прикладного искусства и проведении в Крыму выставки его работ.
— Какими путями предметы искусства и быта крымских татар из Крыма попадали в Германию?
— Разными. Один путь — их собирали для изучения немецкие исследователи, другой — вывозили сами татары, эмигрировавшие в Турцию и попавшие потом в Германию. Самой большой находкой в фондах Берлинского музея я считаю коллекцию работ этнографа и живописца Вильгельма Кизеветера. Это первый этнограф, побывавший в Крыму в конце XIX века. Он написал более 60 картин. На них изображены празднование Дервизы (Панаир) в Байдарской долине, крымскотатарская свадьба 1842 года, крымскотатарская сельская школа села Гурзуф, на которой изображен процесс обучения девочек и мальчиков, а также большие музыкальные оркестры народных инструментов, музыканты, играющие в кофейнях, полнообъемные макеты села Гурзуф, Ханского дворца. В своих работах Вильгельм Кизеветер постарался передать все до мельчайших подробностей.
В 1903 году в Крыму побывал немецкий ученый Альберт Вахе. Возвратившись в Германию, он передал в Берлинский музей коллекцию крымскотатарских марама (материнский головной платок. — Авт. ). В коллекции есть марама, созданные вышивальщицами из Байдарской долины, Акъмечети, Бахчисарая. Все эти марама имеют стилевые различия. Кстати, байдарскую технику вышивания в Крыму я не находил ни в музеях, ни у частных коллекционеров, ни у современных крымскотатарских вышивальщиц…
— Для изучения быта и устройства жилья, культуры крымских татар, наверное, наиболее интересны художественные полотна?
— Эти полотна представляют для нас большую ценность, ведь на территории СССР все, что относилось к крымским татарам, в послевоенный период планомерно уничтожалось. На картинах Вильгельма Кизеветера почти фотографически четко передан физический тип наших предков, живших в Гурзуфе, Байдарской долине, Бахчисарае, — это представители крымскотатарских ремеслеников (эснафов): ювелиры, пекари, торговцы, сапожники.
Если взять картины художников первой половины XIX века, таких как итальянец Боссоли, француз Рафе, на них — образы и лица крымских татар в некоторой мере стилизованы, чуть- чуть приукрашены, а физический тип несколько размыт. Поэтому я, как искусствовед, все-таки работы Кизеветера ставлю на порядок выше, поскольку они выполнены профессионально и более точны в передаче характерных черт типажа. Их этнографическая достоверность имеет большую научную ценность. По этим работам можно восстановить картину, как выглядели крымские татары в первой половине XIX в., во что они одевались, как выглядело их жилище. Есть работы, отображающие внутреннее убранство кофеен и других общественных заведений Акъмечети и Карасубазара. То есть Кизеветеру удалось с точностью передать пласт традиционной крымскотатарской культуры, которая в самом Крыму в силу депортации вообще не сохранилась…
— Ставили ли вы в Германии вопрос о возврате в Крым тех ценностей, которые попали туда незаконно?
— Экспонаты, с которыми я ознакомился в музейных фондах Берлина, попали на территорию Германии и хранятся там вполне законно. Эти предметы были приобретены у крымскотатарского населения в середине XIX и начале XX вв. немецкими учеными-этнографами, частными коллекционерами, которые бывали в Крыму. Но руководство Берлинских музеев заверило меня в том, что они готовы нам помочь в выявлении и возврате тех культурных ценностей крымскотатарского народа, которые были вывезены из крымских музеев незаконно в период Второй мировой войны.
— Возможна ли организация в Крыму выставки из коллекции Берлинского музея?
— Мы договорились с дирекцией музея, что эти экспонаты можно будет сфотографировать, а затем в рамках какого-либо проекта или при финансовой поддержке меценатов выпустить красочный альбом крымских работ Вильгельма Кизеветера. В Крыму есть уже подобный опыт — один из крымских фондов выпустил альбом с работами Карло Боссоли.
— Вы будете и дальше поддерживать контакты с коллегами из Германии?
— С директором Института тюркологии, профессором Барбарой Кельнер- Хайнкеле мы договорились о совместной работе по подготовке к изданию антологии исследований немецких ученых об истории, культуре и быте крымских татар. Поскольку, начиная со средневековья, в Крыму побывало много немецких путешественников, дипломатов, исследователей, которым удалось собрать обширный материал о крымских татарах, их государственном устройстве. Их исследования были различного характера: военного, экономического, культурного. Весь этот материал мы постараемся обобщить, и, я думаю, результаты этой работы будут интересны не только в Германии и в Крыму, но и во всем научном мире.
Выпуск газеты №:
№67, (2004)Section
Тайм-аут