Куклотерапия
В Харькове прошел Международный фестиваль AnimaГоворят, что куклы могут развлекать, воспитывать, но чтобы лечить — об этом у нас до недавних пор еще никто не знал. Находясь в Италии, харьковские кукольники познакомились с удивительной методикой, позволяющей детям-инвалидам чувствовать себя более уверенно в обществе здоровых людей. Метод куклотерапии очень заинтересовал их и, как следствие, харьковчане пригласили итальянцев, среди прочих театров из разных стран мира, принять участие во II Международном фестивале театров кукол Anima.
Приуроченный к 350-летию города Харькова, два года назад первый «Анима» собрал театральные коллективы из Нидерландов, Италии, Израиля, Латвии, России и, конечно, Украины, представившие самые разнообразные жанры кукольного искусства. Как заявил основатель фестиваля профессор кафедры театра анимации Харьковского университета искусств имени И.П. Котляревского и руководитель «Сан-Сан-театра» Александр Инюточкин, география приглашенных гостей-участников с каждым годом будет не только изменяться, но и расширяться. Все это делается для того, чтобы зрители, среди которых много будущих кукловодов, узнали как можно больше о новых методах и тенденциях развития в мире театра анимации. Изюминкой фестиваля стали экспериментальные спектакли с использованием современных технологий. С каждым годом, как отмечают отечественные и зарубежные специалисты-театроведы, интерес к украинскому театру кукол все увеличивается. Закономерно, что в этот раз жюри, среди которого присутствовали и зарубежные судьи, отдало первое место Закарпатскому областному театру кукол «Бавка» из Ужгорода. Кроме традиционной конкурсной программы, в которой приняли участие кукольники из Украины, России, Польши, Великобритании, Италии, Индии, организаторы решили провести серию мастер-классов. Для участия в образовательной программе были приглашены студенты и преподаватели одного из самых престижных учебных заведений Западной Европы — Варшавской театральной академии.
Наибольший интерес у СМИ и детей вызвали итальянские актеры театрального центра Arrivano dal Mare, которые по просьбе харьковских кукольников привезли благотворительную программу. Впервые в Украине с детьми-инвалидами из гимназии-интерната для слабовидящих имени Короленко была проведена уникальная работа Puppet Therapy (куклотерапия). Кстати, самим итальянцам — кукловоду Марио Вакка и педагогу Адриано Брандолини, проводящему занятия для детей с физическими недостатками и особыми потребностями, не нравится такое название их метода.
Как рассказал «Дню» Адриано Брандолини, термин «куклотерапия» придумали сами украинцы, в то время как в Италии эти занятия не имеют названия и настроены на общение и познание окружающего мира. В Италии центр создает интегрированную группу, в которую входят глухие, слепые, умственно отсталые и подобные им дети, которые сначала под руководством кукольников и специальных педагогов создают простые куклы из газет, клея и скотча. Затем дети придумывают своим творениям имена, создают для них сценический образ, надевают на них одежки, прикрепляют волосы и играют небольшие спектакли в театрах, на фестивалях и в театральных программах. Причем подобные спектакли интересны для любого зрителя. Таким образом ребенок, который в обществе всегда в какой то мере изгой, начинает осознавать, что, несмотря на свои ограниченные возможности, он может сделать что-то самостоятельно. Дети, работающие над созданием кукол и дальнейшим сценарием спектакля, становятся более общительными, тренируют выдержку (ведь делать куклу слепым очень тяжело), что помогает лучше ориентироваться в обществе здоровых людей. Свои занятия итальянцы проводят в игровой форме, что интересно не только детворе, но и педагогам, которые с удовольствием помогают своим воспитанникам лепить куклы. Если у нас метод адаптации детей-инвалидов посредством игры в куклы еще в новинку, то в Европе он очень популярен и развивается. Только в Италии такая практика проводится в нескольких городах. Например, во Франции кукольная методика Мадлен Леон очень продуктивна для тех, кто попал в аварию и потерял какую-то часть тела. Кроме того, между кукольниками-педагогами проводятся конференции, на которых они обсуждают методы работы и спектакли, которые удается поставить с детьми. Поэтому Марио и Адриано с большим интересом откликнулись на предложение харьковчан провести мастер-класс не только для преподавателей интерната, но и поделились опытом с работниками кукольных театров, студентами и преподавателями университета искусств.
Итальянцы не только рассказывали желающим о своей методике, но и показали небольшой спектакль с детьми из интерната. Этому представлению предшествовали несколько дней занятий с детьми, которые делали кукол для будущего спектакля. Глядя на этих абсолютно слепых или слабовидящих детей, со смехом ковыряющихся в обрезках газет и обмазывающих друг друга клеем, невозможно сказать, что они — неполноценные. Некоторые из них, прослышав о проводящихся занятиях с итальянцами, специально отпрашивались с других уроков, а Кристина и Алена даже обрадовались возможности пообщаться на родном языке гостей из Италии. Слепые подруги уже третий год самостоятельно изучают с помощью самоучителя на кассетах итальянский язык. Большинство детей с физическими недостатками на самом деле оказываются очень талантливыми. В интернате для слепых можно увидеть детей, которые прекрасно вяжут, поют в хоре, играют на пианино и участвуют в концертах бандуристов и делают еще многие интересные вещи, на которые у многих здоровых детей почему-то не хватает времени.
Выпуск газеты №:
№77, (2006)Section
Тайм-аут