Перейти к основному содержанию

Лабиринты смыслов

12 января, 00:00

При всей уникальности каждой из книг серии одна стоит особняком. «Антология фантастической литературы», составителями которой наряду с Борхесом были Бьой Касарес и Сильвина Окампо — в сущности, даже не книга, а целая библиотека. В ней представлено шестьдесят шесть авторов (ровно столько, сколько книг включено в каноническую Библию — не знаю, случайно ли это совпадение), среди которых — американский синолог Джайлис и автор «страшных» рассказов У.Джекобс Франц Кафка и Хулио Кортасар, китайский поэт и прозаик IX века Ню Цзяо и неизвестный создатель одной из сказок «Тысячи и одной ночи». «Антология», если можно вообразить такое, подобна лабиринту, включающему в себя другие лабиринты. Будь- то «Сон мотылька» Чжуанцзы, уместившийся в трех с половиной строках, или «История о двух сновидцах», пересказанная Густавом Вайлем, каждый из текстов — только начало, только ключ к ответу, но не сам ответ. Скажем, вот последний рассказ в этой книге — «История глазами Бао Чжэна» Сальвадора Элисондо. Древний философ в своем видении видит человека, пишущего рассказ «История глазами Бао Чжэна», и в ужасе понимает, что он лишь создание этого человека и существует лишь до тех пор, пока тот помнит о нем. Но и тот вдруг осознает, «что навечно обрек сам себя писать историю о Бао Чжэне, поскольку, если его персонаж будет забыт и умрет, сам он — всего лишь плод воображения Бао Чжэна — тоже исчезнет». (Этот мотив пересекающихся реальностей часто встречается и у Борхеса).

Если позволить своим мыслям дальше бродить по кругу этого текста, его замкнутость только усугубляется пониманием того, что оба — и философ, и писатель — воплощаются из знаков в реальность благодаря тебе и живут лишь силой твоей памяти. Но и сам ты, заблудившийся в лабиринте слов и дней, — одно из действующих лиц другой книги, и когда будет прочитана ее последняя страница, время остановится. До тех пор, пока новый читатель не снимет с полки запылившийся том...

Особенность этой серии в том, что книги, входящие в нее, не объединяет ни топографический, ни хронологический, ни какой-либо еще признак, но лишь — симпатии составителя. Кроме замечательного отбора произведений, хочется отметить и безупречное полиграфическое исполнение — любой из этих томов небольшого формата просто приятно держать в руках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать