Лауреатом престижного конкурса пианистов им. Листа впервые стал представитель Украины

Наряду с флагом, гербом, собственным языком и суверенной территорией почти каждое европейское государство имеет и яркий музыкальный символ, олицетворяющий национальный характер, колорит и артистический талант его народа. Для центрально-европейской Венгрии это — гениальный композитор и пианист девятнадцатого (то есть уже позапрошлого! века) Ференц (Франц) Лист (1811 — 1886 г.г.).
Благодарные соотечественники великого европейца увековечили свою память о нем, без сомнения, наилучшим в творческом отношении способом: в 1933 году в Будапеште впервые состоялся международный конкурс пианистов имени Ф.Листа, превратившийся со временем в одно из самых престижных в мире музыкальных состязаний. В чем же кроется его неиссякаемая притягательность для каждого нового поколения молодых пианистов всех контингентов?
Творчество Листа — одна из самых ярких страниц европейского фортепианного репертуара. Его сочинения в высшей степени виртуозны, романтичны, изысканны и масштабны. От исполнителя сочинений Ф.Листа требуется яркий темперамент и творческая фантазия, иначе музицирование превращается в набор технических упражнений, в «склад» пианистических трудностей. Исполнение же в концерте только произведений этого композитора — это еще и изнурительный марафон в чисто физическом смысле, настолько они сложны в виртуозном отношении.
Конкурс имени Ф.Листа — «монографический», то есть предполагает исполнение на всех трех (а фактически — четырех) турах только сочинений этого композитора. Причем уже на первом из них участнику предлагается «взять быка за рога» — сыграть сразу три сверхсложных этюда, каждый из которых пианист осваивает годами упорной работы за роялем. В программе первых двух туров также ряд масштабных листовских сочинений — пьес, транскрипций, рапсодий, а также фортепианных миниатюр.
После каждого из туров международное жюри путем выставления баллов определяет рейтинг участников и проводит «отсев» большей части исполнителей, оставляя для выступлений в следующем туре самых ярких музыкантов. На третий тур допускаются лишь победители конкурса —будущие лауреаты (это всего лишь несколько пианистов). Они должны сыграть труднейшую Сонату си-минор и один из листовских концертов для фортепиано с оркестром. Поскольку Соната и Концерт с оркестром исполняются в разные дни, финал конкурса фактически представляет из себя два тура.
Результаты голосования жюри на конкурсе этого года (он проходил в Будапеште с 3 по 18 сентября) стали сенсационными для Украины: в числе лауреатов был назван ученик девятого класса Киевской средней специальной музыкальной школы им. Н.Лысенко при Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского Вадим Холоденко (класс известного фортепианного педагога, заслуженного работника культуры Украины Наталии Гридневой). Это само по себе уникальное событие (В.Холоденко — первый украинский лауреат столь престижного музыкального состязания) необычно еще и тем, что юному пианисту и пятнадцать-то лет исполнилось уже на конкурсе, в Будапеште. В это не могли поверить даже организаторы конкурса — пришлось «поднять» документы. И киевлянин оказался... самым молодым участником форума пианистов.
А состязаться было с кем: только из России были заявлены тринадцать человек. На конкурс приехали также пианисты из США, Франции, Германии, Канады, Венгрии, Испании, Японии, Польши, Голландии, Греции, Китая, Австрии, Болгарии, Словакии, Молдавии, Хорватии, Чехии (в конкурсе участвовали 58 пианистов). В жюри работали известные музыканты из Германии, Канады, Голландии, Чехии, Италии и Венгрии.
Итоги конкурса: первая премия — не присуждалась, вторая досталась венгерскому пианисту Петеру Тоту, третьей удостоены Вадим Холоденко (Украина), Массимилиано Моттерле (Италия), Габор Фаркаш (Венгрия). Хочется отметить и вовсе невероятный факт: творческую победу нашего соотечественника над единственным среди финалистов россиянином (Московская консерватория — признанная «кузница» пианистов экстра-класса).
В концертном зале Будапештской музыкальной академии, где проходил конкурс, Вадим исполнил известнейшие и труднейшие сочинения Листа: этюды «Метель» и «Хоровод гномов», Испанскую рапсодию, Сонату си-минор, Концерт № 2 для фортепиано с оркестром и другие. Все туры проходили в переполненном слушателями зале. Победители получили памятные медали (это довольно увесистое и очень красивое произведение ювелирного искусства), дипломы лауреатов и солидные денежные премии (от трех до четырех тысяч долларов США). Финансировало проведение конкурса правительство Венгрии.
В разные годы лауреатами конкурса стали выдающиеся пианисты: Анни Фишер, Лев Власенко, Лазарь Берман. В 1971 году первой премии был удостоен киевский пианист Николай Сук, проживающий ныне в США.
Конкурс имени Ф. Листа входит в международную Ассоциацию музыкальных конкурсов (Женева, Швейцария). Для каждого последующего конкурса оргкомитетом покупается новый рояль американской фирмы «Стэнвэй».
Беседа с юным лауреатом состоялась в стенах его родной школы.
— Один из труднейших в мире «взрослых» фортепианных конкурсов, видимо, не был первым музыкальным состязанием в твоей жизни?
— «Конкурсоманией» я заразился в 1998 году, когда играл на конкурсе Владимира Крайнева в Харькове. Тогда это закончилось третьей премией. А в следующем году удалось получить второе место на киевском конкурсе памяти Владимира Горовица. В том же, 1999 году — первое место на конкурсе в Донецке (он назывался «На Родине Сергея Прокофьева»). А в прошлом году на другом конкурсе С.Прокофьева в Санкт_Петербурге я получил снова-таки третью премию. Но конкурс имени Ф.Листа — самый трудный.
— А как ты туда попал? В советские времена информация о конкурсах частенько доходила в Киев, когда готовиться было уже поздно...
— Ситуация практически не изменилась. Приглашение я получил совершенно случайно. В апреле этого года я гастролировал в Венгрии. После одного из концертов мне и предложили участвовать в конкурсе имени Листа. Тогда же представили и полный перечень конкурсных требований по турам.
— Поездка на конкурс — предприятие дорогостоящее само по себе: это — билеты, визы, гостиница, питание, наконец, ведь конкурс продолжался две недели. Кто финансировал твою поездку?
— Добавьте ко всему еще вступительный взнос — более 100 долларов США. Только проживание стоило 25 долларов в день на человека. (Мы были там вместе с Наталией Витальевной Гридневой). Я, конечно, попытался заранее найти спонсора, но, увы, безрезультатно. Так что финансирование оказалось только делом моей семьи. Но премия, к счастью, покрыла все расходы.
— На конкурсе исполнялись только сочинения Листа. У тебя не было аллергии на такое количество музыки одного автора? Если бы не конкурс, ты вообще бы играл Листа?
— Нет, аллергии на эту чудесную музыку у меня не было. Хотя, если бы не конкурс, я бы предпочел играть, например, Баха и Бетховена.
Прокомментировать результаты конкурса мы попросили председателя Союза композиторов Украины, заведующего фортепианной кафедрой Национальной музыкальной академии профессора Михаила СТЕПАНЕНКО .
— Я восхищен блестящим выступлением Вадима Холоденко. Хотелось бы также отметить великолепную работу безусловно выдающегося фортепианного педагога Наталии Гридневой, которая воспитала уже несколько пианистов европейского уровня.
Будем надеяться, что уже в ближайшее время киевляне, как и слушатели других филармонических центров Украины смогут присутствовать на концертах талантливого пианиста (хотя бы в рамках фортепианного филармонического абонемента). Ведь не секрет, что отъезд за рубеж многих наших музыкантов обусловлен единственной причиной — не востребованностью в отеческих стенах.
Выпуск газеты №:
№203, (2001)Section
Тайм-аут