Перейти к основному содержанию

«Лилея»: облегченный вариант

09 июля, 00:00
Еще одна премьера, которой Национальный театр оперы и балета им. Тараса Шевченко завершил свой 135-й сезон, — балет Константина Данькевича «Лилея».

У «Лилеи» Данькевича — едва ли не первого украинского балета, в котором нашла отражение национальная тема, — сложная судьба. Его премьера должна была состояться в 1939 году, когда в Украине широко отмечалось 125 летие со дня рождения Тараса Шевченко. Однако из-за репрессий, которым в 1937—1938 годах подвергалась украинская творческая интеллигенция, осуществить задуманное удалось лишь в августе 1940-го. В июне 1941-го жизнь той, первой «Лилеи» на сцене столичной оперы прервалась, — во второй раз вернувшаяся из эвакуации труппа обратилась к ней уже в 1945-м. Было еще две редакции балета К. Данькевича — в 1956 (ставшая основой известного фильма-балета, снятого в 1958 году на киностудии им. Довженко) и в 1976 году.

Сегодня, 27 лет спустя, один из лучших образцов украинской хореографической классики снова в репертуаре Национального театра оперы и балета им. Тараса Шевченко. Поставили спектакль известный украинский дирижер, заслуженный деятель искусств Украины Алексей Баклан и талантливый хореограф, народный артист СССР и Украины, лауреат Национальной премии им. Тараса Шевченко Валерий Ковтун. Сценография — заслуженного художника России Вячеслава Окунева, костюмы — Ирины Пресс (оба художника из Санкт-Петербурга имеют большой опыт сотрудничества с Национальной оперой Украины). В «Лилее» заняты лучшие артисты театра, — неудивительно, что премьера прошла при полном аншлаге и с большим успехом. В чем можно упрекнуть авторов спектакля, так это в, скажем так, недооценке своего зрителя. В основе предыдущих либретто «Лилеи» лежали мотивы как романтических произведений Тараса Шевченко («Русалка», «Утоплена», «Княжна», «Відьма» и др.), так и социально-революционной поэзии Кобзаря. Постановщики же сегодняшнего балета (являющиеся в то же время и создателями современной версии его либретто) сосредоточились сугубо на теме всепоглощающей любви и самопожертвования, напрочь исключив из повествования «проявления социального противостояния». С точки зрения перекормленного серийным «мылом» зрителя столь вольное обращение с классикой не пошло на пользу постановке. В частности, второе действие балета оказалось несколько «усеченным» и в плане драматургии ощутимо проигрывает первому.

Тем не менее, хочется надеяться, что сценическая судьба нынешней «Лилеи» будет счастливее, чем у ее предшественниц.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать