Магия звезд
Верить или нет гороскопам?![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20061225/4227-8-1.jpg)
Часто публикуемые в СМИ гороскопы — это не астрология. Тем не менее, они всегда попадают «в точку», пишет inopressa.ru. Почему так происходит, рассказывает лингвист и социопсихолог Катя ФУРТМАН.
— Многие высмеивают гороскопы, тем не менее, их везде публикуют. Не являются ли гороскопы надувательством, от которого можно спокойно отказаться?
— Гороскопы устанавливают важный коммуникативный контакт, поощряют и утешают читателя, он получает подтверждение, мотивацию и ощущение, что его жизнь кому-то интересна. Он читает гороскоп, хотя прекрасно знает, что его не составляли для него лично.
— Почему, тем не менее, гороскопы всегда так или иначе попадают в цель?
— Существует много трюков: формулировки вроде «вам предстоит принять решение, вас ждут перемены, вы будете иметь преимущество» — это те рамки, которые охватывают все ситуации. В гороскопах не встречается конкретных указаний, там не бывает таких однозначных предсказаний, как «вам повезет в любви». Вместо этого встречается нечто неопределенное, например: «В любви, в профессиональной деятельности ваши дела пойдут в гору». В чем-то такое предсказание совпадет обязательно.
— Но о том, что вскоре ты встретишь большую любовь, приходится читать нередко — и это конкретика.
— Да, но что такое «вскоре»? Для одного это следующая неделя, для другого — следующий год. И в этом случае никогда нельзя доказать обратное.
— Встречаются ли еще какие-то типичные приемы?
— Часто встречаются противоречащие друг другу формулировки: «Вам следует меньше размышлять, а больше действовать». Тут формируется шкала настроения, на которой каждый читатель находит свою собственную позицию. Противоречия в гороскопах довольно часты. Например, вам дается совет, что надо активно использовать шансы и возможности карьерного роста, выдвигать требования руководству. С другой стороны, предлагается запастись терпением, занять выжидательную позицию в конфликтах, проверять все по десять раз и держать себя в руках.
— Разве это не полная путаница?
— В сущности, речь идет о сдерживании, о том, чтобы избегать крайностей. Сами по себе гороскопы нейтральны — каждый сам находит в них свое место. В них много пустых и шаблонных определений и метафор — «Вы на правильном пути», «Перед вами прямая дорога», «Вы на перепутье», «Остановитесь!» — все они оставляют свободу действий, читатель может как угодно примерять их на себя. Также распространены поговорки и общие фразы, потому что их нельзя опровергнуть: «Не откладывай на завтра...», «У каждой медали две стороны» — здесь не ошибешься.
— Тогда почему каждый, например, Овен интерпретирует гороскоп по-своему?
— Вы абсолютно правы. Лингвистические приемы обладают универсальным потенциалом, который каждый отдельный человек интерпретирует по-своему. Это означает, что мера совпадения гороскопа с реальностью зависит от читателя. Психологические исследования свидетельствуют, что человек, если он в это верит, часто находит в себе те или иные качества.
— То, о чем вы говорите, совсем не похоже на магию звезд...
— В какой-то степени, да. Астрологические термины, например, «планеты» и «констелляция» (расположение звезд при рождении человека.) — «Марс отвечает за...», — апеллируют к современному человеку, который всегда и всему стремится найти объяснение. С другой стороны, при этом возникает налет таинственности, и человек чувствует на себе влияние высших сил.
— СМИ используют этот налет таинственности для привлечения читателей?
— Совершенно верно. Многие журналы уделяют большое внимание оформлению гороскопов. Гороскопами они посылают своей читательской аудитории сигнал, который побуждает ее делать покупки. Именно в годовых гороскопах это получается лучше всего: мотивация читателя облечена в них в лестные формулировки, например: «Вы привлекательны и умны, вы можете всего достичь». Чаще всего такое печатается в женских журналах. Женщины очень любят комплименты.
— Сознательно ли журналы, газеты обращаются к своей целевой аудитории через гороскопы?
— Исследования, проводившиеся на англоязычном материале, показали, что гороскопы в журналах часто обращены именно к данной читательской аудитории. Гороскоп в глянцевом журнале будет советовать читателям: «Зарядитесь энергией, позвольте себе отпуск в велнесс-отеле!», ведь у журнала и отеля одинаковая аудитория. Таким образом, гороскопы отражают общественные реалии.
— Изменилась ли вслед за переменами в обществе, которое происходили в последние десятилетия, форма подачи гороскопов?
— Конечно, раньше формулировки были более консервативными, изменились и темы. Но астрология как культурная система — материал отдельного анализа. Единственное, что не подверглось изменениям, это тот самый налет таинственности, который сопутствует гороскопам. Поэтому женщины более привержены вере в звезды.
— Получается, что гороскопы не для мужчин?
— Различные исследования показывают, что мужчины относятся к гороскопам скорее скептически. Они меньше верят в астрологию, чем женщины.
— Вы лично не верите в гороскопы. Но читаете ли вы хотя бы некоторые из них?
— Да, причем регулярно. Даже если не принимать во внимание научный интерес — мне нравится, если я нахожу подтверждение принципам, открытым мною в результате моих исследований. Кроме того, я постоянно в форме и открыта для совершенствования.
— Я Стрелец. Именно из гороскопа я узнала, что мой партнер, с которым мы вместе живем уже 10 лет, мне не подходит, поскольку он Рыба. Но я с этим в корне не согласна.
— Может быть, вы нетипичный Стрелец. Или ваш партнер — нетипичная Рыба. Имеется много других констелляций, например, положение Луны или асцедент (тот зодиакальный знак, который в момент исследуемого события восходил над горизонтом), которые влияют на совместимость. А они не учитываются в гороскопах, публикуемых в СМИ.
— Тогда гороскопы в СМИ — это «ненастоящие» гороскопы?
— Гороскопы в средствах массовой информации — это так называемые вульгарные гороскопы... (от лат. vulgaris — «упрощенный», «обыкновенный»). Гороскопы, публикуемые в СМИ, — это не астрология. Многие этого не знают. Эти гороскопы ограничиваются только солнечным знаком, то есть знаком зодиака. Серьезная астрология учитывает также время и место рождения человека. А гороскопы, публикуемые в прессе, ориентируются только на тенденцию, диктуемую солнечным знаком.
— Получается, что эти «вульгарные гороскопы» готовятся не астрологами?
— Лишь в какой-то степени. По большей части гороскопы составляются в медиа-агентствах, которые, в свою очередь, привлекают астрологов. Астрологи предоставляют им сырые данные, агентства их творчески перерабатывают и направляют в средства массовой информации.
Выпуск газеты №:
№227, (2006)Section
Тайм-аут