Макраме от Марчука

Этого художника справедливо называют живым классиком современного украинского искусства. Не согласиться с этим, то же самое, что зря дуть против ветра, ведь Иван Марчук действительно один из наиболее посещаемых и признанных художников современности. Быть критиком его творчества также дело неблагодарное, во всяком случае для неспециалиста — поэтому остается только наслаждаться тем прекрасным миром, который перенес на свои полотна художник.
Переплетение линий, лучей, мечтаний... Последняя выставка произведений Ивана Марчука открылась в галерее «Dim Art» при Центральном государственном архиве-музее литературы и искусств Украины. В экспозиции представлены около тридцати работ художника, традиционно объединенных мотивами украинской земли, природы и быта. Произведения пейзажного жанра можно весьма условно разделить на тематические направления: снег, лес, луна, ночь над хатками. Сюжеты четко прослеживаются, а их мастерское воплощение вызывает восхищение. Рассматривая специфическую технику Марчука, непременно сталкиваешься с вопросом: «А как он это все делает?» Впрочем, это секрет, которым мастер не очень охотно делится: «Я бы хотел иметь несколько учеников, но не смогу свой стиль передать. И не потому, что скупой. Как учитель, могу передать то творческое буйство, которое всю жизнь преследует меня. Научу воспринимать и воспроизводить красоту... А стилистика, манера... Зачем же штамповать копировщиков и копировать штамповщиков. Пусть будут оригинальными...» Найдя свою оригинальность, художник остается верен ей всю жизнь. Возможно, повлияли родители, которые были ткачами, но свои пряди художник плетет на полотне.
Работы, представленные на выставке, охватывают разные периоды творчества мастера. Начиная с середины 70-х годов прошлого века, через восьмидесятые, странствования мирами в 90-х и вплоть до совсем свежих, с только застывшими красками полотен. Удивляет та упрямая внутренняя целостность натуры Ивана Марчука, которая выразительно «прописана» во всех картинах. Ни одни влияния и впечатления не смогли пошатнуть узнаваемость стиля и оригинальность видения. Найдется немного художников, увидев даже одну картину которых, всякий скажет: «Да, это он! Это не может быть кто-то другой...» Кружево толстых Марчуковых штрихов, словно выложенных из соломы, не спутаешь ни с чем. «Плетеный мазок» одинаково тонко передает свежесть «Первого снега» и «Снега, кругом снега», тяжесть «Мрачного дня», утонченную эстетику «Кружева зимнего леса» и фантастический покой реки в «Взошел месяц над водой». Только в нескольких картинах Марчук прибегает к экспериментам с нотками сюрреализма: в «Последнем луче» и «Ніч яка місячна...» художник выносит на передний план непропорционально большие яблоки. Децентрированные пространственно, они становятся центрами внимания, играя роль дополнительных символов. Особую функцию в пейзажной лирике художника выполняет свет. В целом картины представляются довольно мрачными, свету приходится пробиваться сквозь толщу изморози. «Подсветкой» полотен чаще всего выступает полная луна, как будто накрытая вуалью тоски, или лунное сияние, которое удивительным образом отражается на выбранных предметах и плоскостях. Художник словно разлагает потоки света на лучи и цензурирует места их «приземления» — «Глянув місяць на двір», «У гості місяць завітав». Трудно утверждать, что Марчук отражает действительность, скорее всего, последняя находит свое отражение в Марчуке. Это свойственно всем талантам такого уровня.
Выпуск газеты №:
№116, (2002)Section
Тайм-аут