Перейти к основному содержанию

Манифест свободы

Экс-одессит из Мюнхена Владимир Стрельников презентовал ретроспективу работ на Родине
09 ноября, 21:35
ВЛАДИМИР СТРЕЛЬНИКОВ И АНАТОЛИЙ ДЫМЧУК НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ / ФОТО С САЙТА NT-ART.NET

Мастера можно назвать ярким представителем второй волны украинского авангарда. Художник был вытеснен из художественного пространства бывшего Советского Союза, потому что не вписывался в официально определенную идеологическую доктрину «соцреализма». Он стремился быть свободным художником. Возможно, Владимиру Стрельникову повезло больше, чем высланным в ГУЛАГ концептуалистам или замордованным Евгению Мухину (Москва), Алле Горской (Киев), Ростиславу Палецкому (Одесская обл.) и десяткам других шестидесятников.

Как исторический документ эпохи и веха в биографии художника, который кардинально изменил его судьбу, во время очередной (третьей за последние пятнадцать лет) персональной одесской выставки мастера в галерее «Ника» можно было видеть увеличенный в масштабе январский номер газеты «Радянська Україна» за 1978 год. Автор статьи в духе риторики холодной войны то ли лукавя с властью, то ли обманывая самого себя, обвинял художника в «измене Родине», связях с бандеровским движением и США, меркантильности и других «грехах». А уже 3 мая того же года, из-за угрозы расправы, Владимир Стрельников должен был покинуть Родину, семью и друзей, эмигрировав в Мюнхен (Германия). За рубежом он не пропал, а его талант приобрел еще больше красок.

В Одессе художника поздравили хозяева галереи «Ника» Галина и Сергей Костины, а также известные в культурно-художественных кругах журналисты и коллекционеры, чьи имена в настоящее время нераздельно связаны с нонконформистским движением — Евгений Голубовский и Феликс Кохрихт. Среди собравшихся можно было увидеть сына художника, одессита, удивительно похожего на отца. Поздравить своего товарища и духовного побратима пришли его бывшие сподвижники конца 1960—1970 гг., которые сейчас собираются преимущественно в объединении «Мамай» — Виктор Маринюк, Александр Стовбур, Сергей Савченко. Феномен Владимира Стрельникова раскрывался в среде духовно родственной интеллигенции. Напомним эти уже хрестоматийные имена: Александр Ануфриев и Люда Ястреб, Валентин Хрущ и Станислав Сычев. Позже к ним присоединились Евгений Рахманин, Александр Волошинов и Владимир Цюпко.

Свое определение нонконформистское движение получило с легкой руки Людмилы Ястреб, которая создала полотно под названием «Нон».

Сегодня творчество бывшего изгнанника звучит как своеобразный манифест человеческой свободе, права на творческое самовыражение, непобедимости человеческого духа. Кстати, относительно «меркантильности», мюнхенский житель признает, что на Западе не может отнести себя к очень востребованным художникам.

«Покупают преимущественно работы тех, у кого цены измеряются миллионами. Я не рыночный, потому что превыше всего для меня — свобода... Я счастлив, потому что свободен и делаю что хочу», — это признание художника звучит как его жизненное и творческое credo.

В Германии своим местом обитания Стрельников выбрал Мюнхен, где на то время действовал Свободный украинский университет. Живет художник на самой границе Мюнхена и баварской глубинки. Более трех десятилетий семья Стрельниковых живет между Германией и Украиной, Мюнхеном и Одессой. Коренной одессит (дедушка Володи преподавал в нашем городе каллиграфию) не забыл украинский язык: он у него звучит колоритно, с западным флером — такой же своеобразный и индивидуально выразительный, как и его бархатистая живопись.

— В Одессе я бываю периодически, где-то дважды в год. Должен учитывать жару и сложности перелета, ведь мне уже семьдесят один год, — объясняет художник. Лицо Стрельникова выдает энергичность и решительность натуры, способной иногда принимать неожиданные решения. Хотя со времен, когда «КГБ дышало в затылок» у него осталась определенная настороженность, особенно к незнакомым лицам. Сам мастер немногословен, ведь его язык оперирует пятнами и линиями, и все, что ему хотелось сказать, выражено на полотне с помощью пятен и линий.

Выставка позволяет составить общее представление о творческой эволюции художника от ранних фигуративных, архитектонически выстроенных произведений с изображением одесских двориков в духе «сурового стиля», до абстракций зрелого периода и, в конечном итоге, достаточно ироничных, артистически выполненных графических абстрактно-фигуративных комбинаций, на современном этапе. Придерживаясь модернистских принципов, художник рассматривает живопись как самодостаточный способ выражения, лишенный литературности, — лишь цветовое пятно и линия, а также привязанная к плоскости максимально обобщенная и компактная абстрактная форма.

В зрелый период его композиции напоминают капризные абрисы ландшафта, будто взгляд через иллюминатор авиалайнера. В работах мастера соединены и колористическая насыщенность иконописи, и краски южной степи, и лапидарность и космогония дохристианской архаики — своеобразная погруженность в генетический код нации, соединенных духовным прозрением, волей и талантом мастера. Творческая наработка Владимира Стрельникова убеждает — актуально то, что имеет креативность и непереходный характер.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать