Перейти к основному содержанию

Маски смерти

Какие тайны они раскрывают
23 февраля, 20:38

В Житомирском краеведческом музее открылась выставка посмертных масок мировых знаменитостей.

Стремление сохранить образ умершего человека имеет древние корни: еще в эпоху Древнего Египта фараонов при погребении накрывали масками из золота, которые повторяли черты их лиц. Похожие традиции — похоронные золотые маски — встречались и у южноамериканских народов: майя, ацтеков и инков. В Европе практика снятия посмертных гипсовых масок стала распространенной в ХVIII-ХIХ веках. Применявшийся тогда метод создания маски не изменился до сегодняшнего дня. Маску рекомендуется снимать в первые восемь часов после смерти, когда покойник еще «теплый». Лицо умершего смазывается специальным жиром, после чего сверху накладывается гипсовый раствор. За полчаса гипс застывает, и образовывается своеобразная форма для будущей маски. Остается только сделать слепок с этой формы — и маска готова. Довольно яркое описание создания посмертной маски можно найти в книге Марины Влади «Владимир, или Прерванный полет». Автор вспоминает, как делали посмертную маску ее мужа — Владимира Высоцкого: «...Золотистый свет смягчает твое лицо. Я впускаю скульптора, который поможет мне снять посмертную маску. Это очень верующий немолодой человек. Его медленные движения успокаивают меня. Пока он растворяет гипс, я намазываю твое лицо вазелином, и мне кажется, что оно разглаживается у меня под пальцами. Последняя ласка — как последнее успокоение. Потом мы молча работаем. Я несколько лет занималась скульптурой, знаю, как делают слепки, я вспоминаю почти забытые движения, и эта работа опять погружает меня в простоту жизни. Старый скульптор шепчет последнюю молитву. Все закончено. Маска будет отлита в бронзе в трех экземплярах... На твоем письменном столе лежала посмертная маска Пушкина. Кое-кто считает эту традицию мрачной, других шокирует, если они видят такую вещь на стене. Но я считаю, что артист принадлежит всем. Он раз и навсегда отдает себя тем, кто его любит...»

Мрачное выражение «лик смерти» в этой необычной музейной экспозиции приобретает буквальное значение — со всех стен выставочного зала на зрителя смотрят застывшими гипсовыми лицами известные мертвецы: Ленин и Бандера, Данте и Горький, Петр I и Сталин, Шевченко, Франко, Шопен, Киров, Врубель, Есенин, Дзержинский, Блок и десятки других известных личностей различных эпох. В целом в экспозиции представлено свыше сорока посмертных масок. Треть из них — это маски известных украинских деятелей: писателей, художников, ученых.

Посмертные гипсовые портреты, выставленные на обозрение в Житомире, — это экспонаты киевского «Музея одной улицы» в сочетании с коллекцией известного русского астролога Павла Глобы. Как признался в одном из интервью сам Глоба, эти маски помогают ему понять истинную сущность той или иной выдающейся личности. Ведь, по убеждению астролога, в момент смерти человека его лицо — «зеркало души» — становится настоящим, раскрывая все тайны характера. Глоба даже издал книгу «Посмертная маска» (в соавторстве с директором «Музея одной улицы» Дмитрием Шленским), в которой толкует секреты посмертных масок своей коллекции, пользуясь своими знаниями по астрологии и физиогномике. Стоит отметить, что эти характеристики порой совсем неожиданные.

Например, посмертная маска русского императора Петра I, кроме стереотипных его черт — бурного характера и склонности к насилию, «выдает» тайну царя — нерешительность и отсутствие силы духа. А вот лицо Наполеона Бонапарта, зафиксированное на посмертной маске, полностью отвечает установившемуся образу — горделивый и презрительный авантюрист, вечный искатель величия и славы.

Сторонники таланта Михаила Булгакова подолгу всматриваются в его посмертное лицо и вчитываются в строки характеристики: великий интриган и великий страдалец, сильный аналитик, прирожденный маг с хорошо развитой интуицией. Без сомнения, это именно те качества характера, без которых никогда бы не было «Мастера и Маргариты»!

Совсем неожиданной оказалась характеристика Николая Гоголя. В соответствии с Глобой, если бы гениальный писатель не был известным своей сильной набожностью, то снаружи его можно было бы принять за злопамятного и похотливого извращенца, — именно на эти черты характера указывает посмертная маска. Но у Гоголя есть своеобразное «алиби»: всем известно, что его похоронили живьем, а значит — маска зафиксировала не мертвое, а живое лицо писателя, которое еще не успело раскрыть настоящую сущность его души.

Наибольший интерес у посетителей выставки вызывают посмертные маски политиков: вот уже действительно, здесь есть у кого поискать настоящую сущность! Ленин и Сталин мирно соседствуют на выставочных стендах со своим исконным политическим врагом — Степаном Бандерой. Кстати, Бандере Павел Глоба дал довольно благосклонную характеристику: судя по его посмертному лицу, это был последователь славного философа Николо Макиавелли, гордый, одержимый, харизматичный политик. Ленин оказался таким, каким его и привыкли воспринимать, — самоуверенным, вспыльчивым, самолюбивым.

Самая таинственная маска — это, конечно, Сталин. Кажется, он даже мертвый усмехается в свои рыжие усы над нами — всеми, кто и сегодня пытается разгадать секрет его магического влияния на миллионы людей. Характеристика наиболее страшного тирана в истории, которую раскрыло его лицо после смерти, поражает: человек-тайна, с чрезвычайным самоконтролем и фанатичной верой в свои силы.

Конечно, подобные характеристики, созданные Павлом Глобой, — вещь чрезвычайно субъективная, которую вряд ли стоит принимать за истину. Но все эти характеристики отходят на второй план при созерцании посмертных масок.

Одни маски растянули губы в предсмертных улыбках, другие — мрачно сомкнули губы. Вот страдальческая гримаса сковала лицо Александра Блока, рядом — чуть улыбается Сергей Есенин, немного дальше — сморщенное маленькое лицо Юзефа Пилсудского (кстати, 85 лет назад польский маршал бывал в доме, где сейчас выставлена на всеобщее обозрение и его маска, — тогда это был еще не музей, а дворец католического епископа). А вот — гипсовое лицо большевистского вождя Сергея Кирова, обезображенное дыркой в виске — следом от пули убийцы.

У многих знаменитостей «лица смерти» абсолютно соответствуют прижизненной внешности, кое-кого, наоборот — невозможно узнать. Например, Ивана Франко смерть обезобразила до неузнаваемости: никакого сходства с привычными всем нам хрестоматийными портретами Каменяра.

«На выставке есть и несколько житомирских экспонатов — предмет нашей гордости, — рассказала «Дню» заместитель директора краеведческого музея Надежда Маслова. — Это посмертные маски славных житомирян — конструктора космических кораблей Сергея Королева и поэта-переводчика Бориса Тена. Есть и совсем необычный экспонат — слепок кисти руки писателя Владимира Короленко, уроженца Житомира».

...Большинство посетителей покидают выставочную залу в задумчивости. Действительно, здесь есть над чем задуматься. «Memento mori» («Помни о смерти!») — говорили когда-то древние римляне. Можно добавить — помни о смерти, чтобы когда-нибудь предстать перед ней с достойным лицом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать