Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мастер художественного эпатажа

В киевской галерее Soviart Анатолий Федирко представляет арт-проект «Супрематическая Украина»
12 декабря, 09:37
ПОРТРЕТ Т.Г. ШЕВЧЕНКО В СТИЛЕ СУПРЕМАТИЗМА

В нынешнем году девять художников претендуют на награждение  их творческих работ (за последние пять лет) Национальной премией Украины им. Тараса Шевченко. Это супруги Магдалина и Михаил Белень из Закарпатья, одессит Владимир Кабаченко, черновчанин Анатолий Федирко, львовяне Любомир Медвидь и Орест Скоп, черкащанка Надежда Никифорова, киевляне Анатолий Зорко и Людмила Мешкова. Каждый из них уже провел или планирует в ближайшее время провести презентацию собственной творческой наработки, чтобы у широкой общественности сформировалось представление об их изобразительном искусстве.

Что же представляет собой «Супрематическая Украина» Анатолия Федирко? Его арт-проект состоит из восемнадцати объектов (серия работ), выполненных в живописи и скульптуре (дерево, металл). В основе каждого художественного произведения заложены основные философские идеи супрематизма как течения в абстрактном искусстве, основанного еще в первой половине прошлого века выдающимся украинско-русским художником-авангардистом Казимиром Малевичем. В ноябре 1913 г., в Петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера оперы «Победа над солнцем», декорации и эскизы к костюмам артистов, задействованных в спектакле, создал Малевич. Во время работы над постановкой оперы у него и возникла идея «Черного квадрата» — знаменитой на весь мир картины из цикла супрематических работ Казимира Малевича.

Эта история вспомнилась в контексте выставки Анатолия Федирко, на которой экспонировалось произведение «Супрематическая Украина №1», изготовленное с использованием дерева, масляной краски и металла. Художник изобразил разделенный вертикально квадрат черного цвета, вмонтировав в него меньший по размеру квадрат желтого цвета.

— Этой работой я словно устанавливаю диалог между прошлым и современным искусством, которое, с одной стороны, представляет Каземир Малевич, а с другой — ваш покорный слуга          — рассуждает Анатолий ФЕДИРКО. — Также мне важно было сохранить традиции, заложенные выдающимся мастером во времена расцвета супрематизма  как нестандартного и оригинального направления в авангардном искусстве начала ХХ века.

Супрематизм (от лат. supremus — наивысший) концептуально проявлялся в работах художников прошлого в комбинациях разноцветных плоскостей чрезвычайно простых геометрических форм — квадрата, треугольника, круга, прямоугольника. Из них выстраивалась асимметричная композиция, усиленная яркими и чистыми красками.

Именно такой подход в раскрытии художественного образа наблюдаем и в другой работе Анатолия Федирко, представленной в экспозиции — «Добрый день, проф. К. Малевич». Художник изобразил метра авангардного искусства в виде абстрактной скульптуры, использовав разноцветные деревянные плоскости, которые скреплены одной цельной конструкцией горизонтально и вертикально.

Вообще за Анатолием Федирко в последние десятилетия закрепилась слава эпатажного художника. Часто показ его художественных произведений сопровождается провокационными  перформансами. Так было на выставке 1995-го «Украинская осень в кругу друзей», когда в присутствии зрителей зарезали кабана прямо в столичной галерее среди картин. Или можно вспомнить 2004 г., когда художник изображал Иисуса Христа, который на собственных плечах нес под гору тяжелый крест в направлении Каменец-Подольской крепости — арт-проект «Голгофа.UA». Другой, не менее эпатажный проект «(NON) Cult» — («Не» культура»), включал стилизованный монумент украинскому олигарху Дмитрию Фирташу, выставленный в центре Черновцов летом 2010 года.

У кого-то из ценителей современного украинского искусства творчество А. Федирко вызывает отторжение и неприятие, а кому-то оно нравится. Единственное, что объединяет и первых и вторых — это эмоции, которые сразу возникают при созерцании необычных по форме выражения и внутреннему содержанию произведений контроверсионного художника.

Фотоиллюстрации из личного архива Анатолия Федирко

СПРАВКА «Дня»

Анатолий Федирко родился 7 апреля 1958 г. в  Черновцах. Закончил в 1968 г. Киевский государственный художественный институт. С 1987-го принимает участие в многочисленных выставках в Украине и за ее пределами. Художник награжден Первой премией Международного Биеннале современного искусства «Пан-Україна 92» г. Днепропетровск, 1992 г.; Первой премией International Print Triennial Krakow, г. Краков, Польша, 2003 г.; Почетным дипломом 3 International Experimental Engraving Biennial, Mogosoaia г. Бухарест, Румыния, 2008 г.; Стипендиат Правительства Австрии, 1998 г.

Анатолий Федирко член НСХУ c 1992 г., член Всеукраинского творческого союза художников «БЖ-АРТ» c 1998 г., в настоящее время — на творческой работе.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать