Перейти к основному содержанию

«Мавка»: встреча авангарда и традиции

30 ноября, 21:21

Выставка «Мавка, або Ще не вмерла Україна» в киевской галерее «Цех» интересна прежде всего весьма парадоксальным сочетанием творческой традиции и современной стилистики — вплоть до авангарда.

Собственно традиция была представлена картинами мастера пейзажной живописи Олексы Захарчука. Уже сама биография художника похожа на сюжет отдельного произведения. Олекса Захарчук родился в 1929 году в городке Ильинцы на Виннитчине, 15-летним (!) подростком участвовал в партизанском движении и потерял семью во время войны. Рос в детдоме в Харькове, там же учился в художественном училище. Среди его учителей в Киевском художественном институте была Татьяна Яблонская. Он хорошо знал Вячеслава Чорновола, еще когда тот был молодым, и в 1968 году даже подписал письмо в защиту известного диссидента после первого ареста, из-за чего сам был подвергнут обструкции. Сам пан Олекса говорит, что у него нет «цацок» — так он называет государственные награды; с другой стороны, в 2002 году был отмечен творческой премией «Киев» в сфере пейзажной живописи. Главные награды — это персональные выставки в Национальном художественном музее Украины, а также в Лондоне. Его произведения находятся в музеях Киева, Москвы, Одессы, Запорожья, Краматорска, Донецка, Днепропетровска, Краснограда, Харькова, Херсона, Луцка, Луганска, Феодосии, Павлодара, Чернигова, Ямполя, Яготина, Горловки, Умани, Мариуполя, Симферополя; в коллекции «Ost-West Handelsbank»; в частных собраниях Украины, Германии, США, России, Великобритании, Италии, Израиля, Аргентины, Австралии, Венгрии.

Два выставленных в «Цехе» пейзажа Захарчука представляют собой пристальный взгляд живописца на обычный среднеукраинский ландшафт. Художник не использует никаких слишком эффектных средств. Его гамма сдержанна, композиция по-импрессионистически уравновешенна. Он создает подчеркнуто нейтральные и в то же время прозрачные образы, которые сами в себе содержат потенциал любого обобщения, как эмоционального, так и интеллектуального. В этой простой и изысканной среде есть место и восхищению природой, и рефлексиям на тему идеальной живописной, с такими вот реками, хатками и пригорками, Украины — именно той, которая «ще не вмерла». Подобный пейзаж можно заселить любыми персонажами, что и пытается сделать второй участник выставки, ирландец по происхождению Майкл Мефренко, но у Захарчука этот пейзаж самодостаточен, выступая одновременно и как декорация, и как герой.

Что касается Мерфенко, то в его живописи чувствуется влияние символистов, языческой мифологии Ирландии и Шотландии, метафизических поисков великого поэта и живописца Уильяма Блейка. Однако экспозиция в «Цехе» имела еще и третий элемент — музыкальный. Кстати, это соответствовало и характеру выставленной живописи, ведь, как отметила в свое время искусствовед Елена Иванова-Солодовникова, «О. Захарчук, подобно музыканту, импровизирует образы природы, сплавляя в единое целое такие понятия, как конкретность и обобщенность. Он находит ноты-мазки, интонацию-колорит, состояние-свет, из которых складывается целостная мелодия, настроение художественного произведения...».

Музыку исполняла ее автор — известный киевский композитор Алла Загайкевич специально написала опус под названием «...засыпая: просыпаться... взлетая: погружаться...». Загайкевич создала звуковое полотно, в котором электронные абстракции переплетены с фрагментами аутентичного народного пения, мягкие, почти лирические настроения — с жесткой шумовой конкретикой. И эта музыка как нельзя лучше подходила к выставке, в которой традиция соседствовала с новаторством, объединяя и первое, и второе в единое творческое поле.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать