Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Мелодия любви и беды

Трембиты достанут на Рождество, а потом они будут отдыхать до весны
27 декабря, 21:01

На Рождество в селах Раховского района Закарпатья, когда колядники от церквей выходят из дома хозяина, звучит мелодия трембиты. Это что-то вроде пожелания крепкого здоровья, благополучия, достатка и сигнал другим хозяевам, чтобы с добрыми сердцами и щедро накрытыми столами встречали колядников. В самом городе Рахове их сопровождает трембитарь Иван Гринюк. Музыкальный инструмент у него небольшой, двухметровый, складывается вдвое. Использует его и во время концертов. Несколько лет назад Гринюк взялся за изготовление первой трембиты. Сделал ее из трубок раскладушки. Потом перешел на деревянные. В своем дворе устроил мастерскую. И на счету господина Ивана уже 30 гуцульских трембит. Купили их и для коллективов художественной самодеятельности, и туристы. Недавно приехали к нему раховчане, которые сейчас живут на Львовщине, и со словами «какой ты гуцул, если у тебя нет трембиты», сразу приобрели целых три инструмента.

Настоящей закарпатской королевой-трембитой является все же не она, гуцульская, потому что слишком коротка, а изготовляемая в Межгорском районе. Она в длину от 3 до 4-х метров и претендует на звание царевны всех Украинских Карпат. В книге Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах» написано: трембита — разновидность карпатского пастушьего рога. Если вы встретите пастуха с трембитой, читаем далее, то непременно пожалеете его: каково оно, нести с собой огромный инструмент! А между тем, трембита почти невесомая. Сделана она из тонкой древесной коры, свернутой в трубку.

На закарпатской Межгорщине трембитарем никогда не будет какой-то хлюпик, а только крепкий, сильный, высокий парень. Потому что для лучшего звучания четырехметровый инструмент перед игрой вымачивают в горном потоке, и это уже как будто несешь на себе мельничный камень. Сейчас трембиты отдыхают вместе с хозяевами-овцеводами, ожидая весны. По их сигналу отары направятся на несколько месяцев в горные долины. С языческих времен трембита служила горцам неким средством информации, заменяя телефон, радио. 70-летний Иван Скунц из села Синевир серьезно говорит, поскольку пасет овец с пеленок. Отец и мать сызмала его брали высоко в горы. У отца научился играть на трембите. Уже много лет жители села только Ивану Скунцу доверяют свою животину. «Мобилки» на горном пастбище еще «мертвые», поэтому для связи с населенным пунктом чабан-ватаг использует унаследованную от прадедов длиннющую трембиту, которую слышно на 20 километров. Потом сюда приходит сын или кто-то из односельчан. Узнав о потребностях, проблемах пастухов, берутся за их решение.

74-летний Федор Тарахонич — непревзойденный пастух в соседнем селе Репинное. Он и играет на такой же старой трембите и собственными руками смастерил десятки духовых музыкальных инструментов. Бывает, неделями приходится бродить по лесу, пока найдешь так называемое резонансное дерево. Ударенная громом смерека, говорит Тарахонич, хорошо колется и таинственно-божественно звучит. Далеко-далеко в чистом горном воздухе разносятся такие завораживающие густые, басистые низкие звуки. Почти ровесников, известных музыкантов Ивана Скунца и Федора Тарахонича все время отрывают от дикой природы, от овец и приглашают на концерты, фестивали. От многих вынуждены отказываться — пастухами же нанялись. До сих пор в Закарпатье, как и на Ивано-Франковщине, Львовщине, Буковине, любое многолюдное торжество непременно начинается мелодиями трембит. Говорят, больше всего нынче трембитарей все же в Ивано-Франковской области, как и мастеров по их изготовлению. У нас в Закарпатье наберется добрый десяток. К сожалению, они знают только несколько сигнальных мелодий. В основном, пастушьих. Преподаватель Ужгородского музыкального училища Вера Мадяр-Новак и научный сотрудник Закарпатского краеведческого музея Виктор Шостак начали записывать и расшифровывать сохранившиеся сигналы. Также они приступили к изучению записей на пластинках, сделанных в 1910 году Белой Бартоком, в 1929 г. — Иваном Панькевичем. Здесь очень интересные трембитарские сигналы на вора, разные предупреждения о нападении волков. Трембита, рассказывает госпожа Мадяр-Новак, когда-то давно регулировала режим дня. Звучал сигнал отбоя — и ложились спать. Как только слышали сигнал доить коров, не теряли времени даром: ведь в хозяйстве могли возникнуть проблемы. Специальные похоронные трембиты извещали свое и окружающие села о горе, а соответствующие звуковые сигналы сообщали, кто именно умер, — женщина, мужчина или ребенок. Кроме того, туда включались мотивы так называемых песен-назывок. В зале Закарпатского краеведческого музея собрано несколько десятков трембит: бойковские, гуцульские, колядницкие, похоронные. В Ужгородском музучилище, где ребята-духовики на концертах охотно играют на трембитах, собираются со временем подготовить нотно-музыкальный материал и соответствующий курс для обучения профессиональной игре на этом самобытном инструменте, являющемся своеобразной эмблемой Украинских Карпат. Кстати, в июне 2005-го, на День журналиста в г. Сваляве по инициативе народного депутата Украины Александра Кеменяша и редакции газеты «Трембита» планируется провести первые фестины трембитарей. Зная романтичность души главного редактора газеты «День» госпожи Ларисы Ившиной, ее тягу к необычному и небудничному, уверен, что она вместе с коллективом уважаемого издания приобщится к этой затее, и можно на нее пригласить трембитарей из всех регионов Украинских Карпат. Я же бесплатно дарю фестивалю эмблему — гуцулка Ксеня и ее трембитарь. Кстати, упоминавшемуся выше музейному работнику Виктору Шостаку в одном из закарпатских сел удалось записать мотив «К любимой». Т.е. если трембитарь влюбился и звал на свидание свою девушку, у него был сигнал. Правда, сделать встречу тайной было невозможно, потому что все село знало о рандеву.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать