Перейти к основному содержанию

Молодежь не должна стоять в стороне

Группа «Горгишели» о двойной гражданской «ноше», музыке и любви
16 декабря, 20:08

Микс грузинской и украинской группы «Горгишели» обусловлен не столько творческими поисками своеобразия (хотя этот поиск для каждого музыканта является процессом непрестанным), сколько самой жизнью. Сестры Тамара и Этери Горгишели — грузинки по происхождению, родились во Львове — именно оттуда их изысканный украинский язык.

Поводом для нашей встречи стало появление Тамары Горгишели на программе ТРК «Украина», гостем которого был президент Грузии Михаил Саакашвили. Ее вопросы показали ту часть творческой молодежи, которой небезразлично, в какой Украине они живут.

— Недавно, когда президент Грузии Михаил Саакашвили отвечал на вопросы в ток-шоу «Готов отвечать», твоя реплика привлекла больше всего внимания. В том числе и самого Саакашвили. После этого эфира вы с Этери гостили в Грузии по личному приглашению президента.

— Это было событие не только в моей жизни, но и в жизни всей нашей семьи. Узнав, что я буду принимать участие в передаче, мама, которая тогда гостила в Сигнахи, наперегонки с бабушкой меня поздравляли по телефону. А когда сюжет из программы показали на грузинском телевидении, начались звонки от родственников и друзей из Тбилиси, Батуми, Сигнахи. Наша поездка в Грузию по приглашению Михаила Саакашвили оставила в сердце невероятные впечатления и теплые воспоминания. Президент — сильная личность, гостеприимный, деликатный, с тонким чувством юмора. Я чувствую, что после этой поездки у нас родятся новые песни.

— У «Горгишели» своя публика. А вы в свою очередь объясняетесь своим поклонникам в любви, но нужно ли объясняться в любви лидерам партий, фракций, политических группировок?

— Любовь — это очень личное и интимное. Музыканты — часть общества. Очевидно, они не могут стоять в стороне. Но каждый решает сам. Да, в концерте в честь 90-летия Западной Украинской Народной Республики в Львовской опере я не могла не принять участия, потому что и событие было нелокальное, а всеукраинское, даже международного масштаба. ЗУНР — мощное движение к независимости Украины. И я хотела напомнить об этом. Мой папа дружил с Гией Гонгадзе, когда он еще жил во Львове. Гия организовывал общественные акции, создавал грузинское культурное общество «Багратиони». Утрата Гонгадзе для Украины — непоправима до сих пор. Памяти Гии мы с Этери посвятили песню — «Думки». С ней мы не могли не поехать в тур в поддержку общественного комитета сопротивления «За правду!».

— Следовательно, для вас есть вещи безусловные?

— Я бы ни за что не выступала за политическую силу, которая мне не симпатична. Также не воспринимаю двуязычность. Считаю, что в Украине должен быть один государственный язык — украинский.

— На ваших с Этери хрупких плечах — двойная гражданская «ноша» — грузинская и украинская. И хотя живете вы преимущественно в Украине, в Грузии бываете довольно часто. Что можешь сказать о последних переменах в этих двух странах?

— Грузия — довольно маленькая страна. Ее население составляет около 4 миллионов. Украина значительно больше — и территориально, и по количеству населения. В последнее время Грузия очень изменилась. Я ежегодно приезжаю в Тбилиси и каждый раз не узнаю город. Из-за компактности страны можно видеть изменения повсюду одновременно. В Украине же совсем другие масштабы. Может, поэтому и перемены не так заметны, потому что здесь живем и, как говорится, нет «свежего» взгляда. Мы, как и все украинцы, хотим более заметных и глубоких изменений. А что касается музыки, то Украина далеко впереди. Это моя больная тема. Я знаю одну-единственную грузинскую рок-группу — «Вакиспарки». Также несколько эстрадных исполнителей.

— На счету «Горгишели» два альбома — «Аморе» (2006 год) и «Live» (2009 год), — записанных благодаря проекту канала «М1» «Твой формат». Кажется, ваша музыка ценна прежде всего тем, что она, предлагая качественное звучание, ориентируется на широкого слушателя. Очевидно, важным является соотношение: качественное — популярное. Как складывается ваш музыкальный стиль?

— Что касается стиля группы «Горгишели», то его можно сформулировать так: поп-рок с элементами фолька. Мы не пытаемся на кого-либо ориентироваться. Творим так как чувствуем. Но, конечно, у нас есть любимцы — это Coldplay, Muse, Modest Mouse и многие другие. Кстати, было бы довольно интересно запеть с Coldplay в дуэте — что-то грузинско-украинское с колдплеевским звучанием.

— В одном из интервью вас с Этери спросили, не хотите ли вы переодеться в короткие юбки. Есть исполнители, для которых этот вопрос — самый принципиальный. Почему попса бьет рекорды до сих пор?

— Украина до сих пор остается заповедной зоной для наших соседей, продолжением их шоу-рынка, очень привлекательной площадкой. Отечественные радиостанции по большей части «крутят» украинскую музыку ночью. Если бы так делали повсюду, не было бы феномена итальянской и французской песни, не говоря уже о канадской или австралийской. Проблема в том, что люди, которые делают денежные вливания в украинскую музыку, ставят на примитив, в надежде на молниеносную отдачу. Между тем в Украине есть много талантливых интересных исполнителей, которые создают качественную музыку: «Океан Ельзи», «ВВ», «С.К.А.Й.», «Гудімов» и другие. Работая, издавая альбомы, создавая новые песни, они прививают украинцам вкус, ведь выбор формата — это не чисто коммерческая проблема. Есть еще и вкус, не говоря о принципах.

— Как совмещаете грузинское и украинское в музыке?

— Мы родились в Украине, но вся наша родня живет в Грузии. Для нас с Этери украинская традиция и культура очень дороги. Наша бабушка пела нам колыбельные на грузинском языке. Отсюда — грузинские фольковые мотивы. Но вырастали мы во Львове. И вызрел такой интересный микс. Наш накопленный внутренний материал не насилуем, он сам по себе вливается в музыку. И эта оригинальная «фишка» импонирует людям разных национальностей, которые живут в Украине. Наши сторонники постоянно поощряют нас написать украинско-грузинский альбом. Третий CD будет построен на грузинско-украинскому фольке.

— Грузия, так же как Украина, преимущественно православная страна, но «Горгишели» принимали участие в благотворительном туре УГКЦ «С верой и любовью».

— Молодежи нужна основа. Этой основой может стать религия и Церковь, которая отвечает на современные проблемы и вызовы. В конечном итоге, для УГКЦ этот тур также был прорывом: современные молодые украинские музыканты, тур по 12 городам Украины. Такое происходило впервые. Очень интересно было наблюдать за реакцией людей, которые приходили на концерты. Например, в местечке Стрый на Львовщине дети, прочитав на афише перечень исполнителей, спрашивали отца, который отвечал за организацию концерта, — а они действительно приедут? Не двойники? И хотя выступление немного задержалось, эта благодарная публика ждала нас. Для Стрыя это был первый живой концерт такого масштаба. Нужно осознать необходимость на государственном и личном уровнях пропагандировать украинскую культуру и музыку, в частности.

— Очевидно, это тот эффект, который возникает, когда по одну сторону сцены не создают имитаций, и с другой стороны — так же. Тебе не кажется, что именно такого общения между живыми музыкантами и живой публикой в настоящее время не хватает больше всего?

— Безусловно. Эмоции и впечатления от этого тура окрыляют до сих пор. Зная, что акция «С верой и любовью» проходила под патронатом Блаженнейшего Любомира (Гузара) — этого морального авторитета нашего общества, мы были уверены и тверды в своих намерениях — через музыку говорить о вере и любви. Говорить своим почти ровесникам. Говорить вместе со священниками, тоже почти ровесниками тех, кто приходил на концерты. Потому что вера и любовь будут имитацией, если в них не вкладывать конкретные ежедневные поступки.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать