Море, стихи, партитуры
В Одессе прошел 10-й фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20040519/485-8-1_0.jpg)
Каждый раз, когда пишешь про одесский фестиваль «Два дня и две ночи новой музыки», начинать приходится с уже ритуального восхищения его уникальностью, оригинальностью и несходством с отечественными (зарубежными) аналогами.
Что самое интересное — нет никаких причин не исполнять этот ритуал вновь. Потому что «Два дня и две ночи» прошли в десятый раз. Потому что трудно даже припомнить иной фестиваль, который бы действительно проходил две ночи напролет, где звучит современная академическая музыка лучших мировых и отечественных композиторов в адекватном, то есть мастерском, исполнении западноевропейских музыкантов. «2Д, 2Н» уникальны в первую очередь этим сочетанием новизны идей, качества исполнения и временного формата, в котором все происходит.
Еще публика — столь же преданная, сколь и разношерстная. Помещение — постоянно переименовываемый клуб, огромный круглый зал, сверху донизу обшитый джинсами. Неотразимое руководство — одесский композитор Кармелла Цепколенко. Имеется и своего рода ангел-хранитель — очаровательная клубная кошка, которая то и дело во время исполнения очередной композиции бесшумно и эффектно крадется через сцену. И потрясающий город — Одесса. И многое другое...
Есть и специфика каждого отдельного фестиваля. Юбилейные «Два дня, две ночи» получились, во-первых, очень театрализованными, во-вторых, неожиданно литературоцентричными. Многие из исполняемых опусов были сочинены на стихи разных эпох или посвящались известным писателям. Соответственно (и это тоже специфика нынешнего фестиваля), преобладали вокальные и вокально- инструментальные произведения. Конечно, не все работы подобного рода были удачны. Например, совершенно чуждой казалась концертно-юмористическая сюита Сергея Колмановского «Мертвые души» (для балалайки и фортепиано) — откровенный и не слишком оригинальный мюзик-холл. К счастью, это был один из очень немногочисленных «сорняков» в настоящем саду композиторских и исполнительских талантов.
Если говорить о вокальном мастерстве, то несомненными звездами фестиваля стал шведский квартет «Vox» (Ульрика Ален Аксберг, Катарина Лундборг, Матс Йоханссон, Торе Сунессон). У себя на родине они числятся общенациональными кумирами, с широчайшим исполнительским диапазоном — от авангарда до джаза, детской и поп-музыки. В Одессе великолепная четверка показала две программы на стихи современных шведских поэтов, а также — Поля Верлена, Бориса Пастернака, Эдварда Лира, Пера Лагерквиста. Это был настоящий спектакль для четырех актеров. Для каждой композиции, каждого текста «Vox» находили свои интонации, жесты, мимику — всегда точно и со вкусом. И тем совершенно очаровали фестивальную аудиторию.
Лидерами среди чисто инструментальных составов стал австрийский ансамбль «Лунный Пьеро». Уже самим своим названием Сильвия Гелос (флейта), Флориан Вильшер (скрипка), Густаво Баланеско (фортепиано), Барбара Шух (кларнет), Алекандр Тимотич (виолончель) апеллируют к великим именам прошлого — автору знаменитой пьесы «Лунный Пьеро» Арнольду Шенбергу, а также основанной им в начале ХХ века так называемой Новой венской школе музыкального сочинительства. У себя на родине «Лунный Пьеро» — своего рода проводники, разведчики неосвоенных территорий: они играют редко исполнявшихся и молодых композиторов, уделяют самое пристальное внимание музыке Восточной Европы, Средиземноморья, Дальнего Востока. В Одессе они остались верны себе: привезли четыре опуса современных сочинителей — глубокую, медитативную, завораживающую музыку.
Среди зарубежных гостей стоит также отметить два дуэта — Гансйорг Кох (фортепиано) и Кандида Шлабах-Ул (меццо- сопрано) из Германии и итальянцев — Франческа Дерью (фортепиано) и Анрдеа Бини (перкуссия).
Первые провели просто фантастический экскурс по мировой поэзии — в их репертуаре были песни на стихи Уильяма Батлера Йейтса, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Льюиса Кэррола, Эдварда Лира: особенно запомнилась Кандида Шлабах-Ул — столь же великолепная певица, сколь и интересная как актриса. Вторые были хороши контрастом темпераментов — исполнительских, эмоциональных — опять же, своего рода театр двоих.
Вообще, о театрализации применительно к десятому фестивалю приходится говорить постоянно. Причем проекты, созданные специально вокруг идеи перформенса, уступали в артистичности чисто музыкальным составам, для которых театральный компонент основным не является. Чрезвычайно интересной представлялась «Опера для четырех автобусов» немецкой художницы Гизеллы Вайманн — невероятное действо, происходившее поочередно в четырех пассажирских автобусах, передвигавшихся по Берлину, но фестивальной аудитории пришлось довольствоваться, конечно, видеозаписью этой весьма примечательной акции. Вживую ситуация с акционным жанром оставляла желать лучшего. Так, известная в определенных одесских кругах танцовщица Уте-Виктория Кильтер попыталась устроить на сцене нечто под названием «Колено». Получилась в итоге дискотека с садистическим уклоном. Австрийская группа Беа и Мук показала пластический этюд «Вход или выход» со стандартным набором перформерских приемов — видеопроекция, электронная музыка, пластические этюды. Любопытным было разве что взаимодействие танцовщицы (Беа Шрадер) в разных обличьях с круглым мембраноподобным экраном, но не более. В одной только пьесе польского мэтра Зигмунта Краузе «Музыка в перчатках для фортепиано», экспрессивно и ярко сыгранной автором, театра хватило бы на целую студию. А что уж говорить о сразившей всех наповал Аннелизе Рупперт (Германия) — певице, аккомпанирующей себе на… пиле. Тут даже особая дефиниция требуется — техника Рупперт называется жестикулирующим пением, и всякий, кто хоть единожды его увидел и услышал, не забудет это до конца своих дней. Причем даже внешне исполнительница и ее инструмент гармонировали друг с другом в высшей степени…
С украинской стороны среди исполнителей стоит отметить неизменных участников фестиваля — дуэт «Каданс» (Иван Ергиев — баян, Елена Ергиева — скрипка), подготовивший концептуальную программу баянных произведений «Вместе с Иваном Ергиевым», и местных любимцев, одесский камерный ансамбль «Гармонии мира». Преимущество, скорее, было у отечественных композиторов — по оригинальности идей, богатству и разнообразию приемов они не уступали зарубежным мастерам. «Ожидание» Юлии Гомельской по поэзии Дженни Фонтана, «Украинская мозаика» (для кларнета) Левка Колодуба, а особенно несколько миниатюр Кармеллы Цепколенко, «Числа» Виктории Полевой, «Соната» Святослава Лунева — это была очень хорошая музыка, даже среди глубокой ночи оказывавшая на утомленную аудиторию почти магическое влияние.
На самом деле, тут уж точно — лучше один раз услышать. Рассказать об этом (а рассказано далеко не обо всем) невозможно, а в каком-либо ином виде фестивальная программа до иных частей Украины не доходит. Наверно, в начале второго десятилетия своей жизни «Двум дням, двум ночам» стоило бы попытаться инициировать традицию послесловий, своего рода выездных сцен в других городах Украины, где можно было бы показывать хоть часть той роскоши, которая из года в год достается одесским меломанам. Но это уже так, из области фантазий…
В любом случае, вопреки проклятию круглых чисел, согласно которому любая акция под юбилейным номером обречена на неудачу, фестиваль удался.
Выпуск газеты №:
№85, (2004)Section
Тайм-аут