Мой Театр Франко
О родовой особенности франковцев, которые в субботу отпраздновали юбилей своего театра![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20100329/455-1-3.jpg)
Ордена, медали, почести, награды и две квартиры, врученные на юбилей Украинского национального академического театра имени Ивана Франко его служителям, — это признание от власти. И как бы оно ни было приятно, не может сравниться с признанием высшего порядка — подлинно всенародной любовью к этому неутомимо юному творческому коллективу.
За простотою, легкостью и озорством, желанием не рассмешить, а научить с улыбкой относиться к жизни здесь и сейчас всегда читается ответственность перед профессией, иногда доходящая до суеверного страха.
За восторг творить и проживать множество жизней на сцене порою приходится платить горечью в жизни земной. Возможно, такое глубинное понимание диалектики сценического искусства и сформулировало доминанту франковского характера:
— право таинства творчества оставлять за Всевышним;
— к творчеству своему относиться без пиетета и самолюбования;
— понимание театра как храма не утверждать хождением на цыпочках и многозначительностью на челе, обязательностью восторгов младших перед старшими, привилегированностью героев и заискиванием рядовых;
— быть самоироничным, какой бы высоты успеха ни достиг, не возноситься, оставаться простым и открытым, как дитя.
Это — не стиль актерской жизни, а родовая особенность франковцев.
Уже 50 лет (с первого класса) я поклоняюсь этому Театру. Избранный гениальным украинским режиссером, руководившим театром имени Франко 20 лет и выведшим его на высший уровень мировых театральных подмостков, — Сергеем Владимировичем Данченко в ученики, я три года был его частичкой. С тех пор не устаю восхищаться гармонией этого театрального континента, постоянного и изменяющегося в каждом дне.
Десять лет театром руководит гениальный актер Богдан Сильвестрович Ступка. Он не просто сохраняет, оберегает и утверждает укорененный его другом и соратником Данченко режиссерский кодекс чести. Ему важно найти в очень разных режиссерах способность соответствовать Сергею Владимировичу и, что не менее важно, дополнять его здесь и сейчас.
Это объясняет приглашения на постановки и всемирно известного грузинского мастера Роберта Стуруа, и украинских режиссеров, волею судеб оказавшихся за пределами Родины. Такие творческие встречи всегда преподносят урок соответствия собственного жизнеощущения жизнеощущениям в других точках Земли, в других социальных, экономических, политических реалиях.
И все это для того, чтобы в дне сегодняшнем уловить, предчувствовать краски и звуки вечности, переплавить их в эмоциональное послание, способное превратить диалог сцены и зала в мгновение единения пришлого, настоящего и будущего. Не случайно для юбилейного вечера были выбраны сцены именно из «Фауста».
Тайна души человеческой познаваема исключительно благодаря работе самой души.
Радостно, что нет потребности проводить подробный анализ спектаклей и ролей, чтобы доказать наличие и мощь такой работы. Она стучит в сердцах зрителей, в сердцах 150-ти тружеников сцены и 300-т тружеников закулисья, имя которым — ФРАНКОВЦЫ.
КОММЕНТАРИИ
Николай ЖУЛИНСКИЙ, академик НАН Украины, директор Института литературы им. Т. Г. Шевченко:
— Мой Театр Франко связан с именем Сергея Данченко. Он вдохнул новую жизнь в легендарный коллектив своими режиссерскими постановками. А еще — это мощные актеры: Ступка, Розтальный, Заднепровский и еще много фамилий мастеров-франковцев. Главное в том, что славный коллектив сохраняет классическую традицию академического театра — режиссура и актерская игра, которая дает сценическое совершенство, без чего не могу представить себе театр. При всех экспериментах и творческих поисках мы должны понимать, что театр — это: актер, игра, язык, глубокая психология, освещение характеров и интересная режиссура (когда простой зритель не видит той режиссуры, даже не чувствует, а все действо поражает публику). То, что на юбилей франковцев не нашли времени прийти первые лица нашего государства — нам не привыкать. Нет в этом трагедии. Искусство живет по своим законам. Власть может способствовать или препятствовать, но его все равно не задушишь! Искусство не будет и не должно зависеть от того, какая власть. Искусство должно иметь возможность себя реализовывать (могут для этого быть благоприятные условия, а могут быть и не очень хорошие времена), но оно все равно будет жить вечно! Период независимости Украины был насыщен большими обещаниями, декларациями, но минимумом реальных дел! При всех властях мы не построили ни одного театра! Если посмотреть в объеме всей страны, то мы, в сущности, остались на старых основах, а так не должно быть! Это повод для большого беспокойства и огромного разочарования многих творческих личностей. Я 18 лет добиваюсь строительства архивохранилища для наследия Шевченко, у франковцев 20 лет стоит недостроенная Малая сцена, а у заньковчан 10 лет никак не отремонтируют театр, и таких примеров можно привести множество! А у нас была украинская власть и я сам был при власти, а ничего не смогли сделать. Это такая боль, о которой не хочется говорить в праздничный день, но правду не утаишь. Так не должно быть!
Лесь ТАНЮК, председатель Национального союза театральных деятелей Украины:
— Это театр всеукраинский! Я люблю его за то, что к его славе приложили силы многие люди, начиная с моего учителя Марьяна Крушельницкого, Иосифа Гирныка — ученика Леся Курбаса, одного из основателей театра, Игната Юры (он объединил Новый львовский театр — галичан и, так сказать, православную Украину). Очень важно, что Игнат Петрович в труппе соединил две театральных школы, а галицкая школа существенно отличается от надднепрянской — школы Щепкина и Юры («я» в предложенных обстоятельствах, актер влезает в каждых характер, который играет, а галичане слегка подчеркивают линию героя — это ближе к Брехту: перевоплощение, но добавляется графика образа). В конце 70-х, когда франковцев возглавил Данченко и привез с собой из Львова Ступку и Розтального, Сергей Владимирович сделал то, что не сделал Юра — галичанская школа смешалась с киевской, и это стало абсолютно новым украинским творением. Это театр флагманский для нашей страны, и он — вне отдельных школ. Здесь объединились актеры-курбасовцы: Ужвий, Бучма, Милютенко, Крушельницкий, а также актеры направления Игната Юры, и это сочетание двух частей, которые, казалось бы, не связаны между собой, дало красивую творческую «смесь». Если вспомнить историю, то в 20-е годы театр выпустил семь спектаклей по Винниченко (в советские времена этот факт скрывали), и это был не такой уж «послушный» театр, каким его представляла тогдашняя критика. Игнат Петрович был очень интересным человеком, гениальным актером, хорошим менеджером. В первые пять лет своего существования франковцы играли весь репертуар Молодого театра — то есть свои экспериментальные постановки по режиссуре, актерским поискам и стилям: от Софокла до современных пьес. Первые успехи театра, гастроли в Москве в 1925 году, когда показали «Вій» Остапа Вишни, «97» Кулиша — это, по сути, тот большой театр, который заложил основу франковцев. Потом власть начала немного давить на коллектив, и мы знаем, что из этого получилось... Разные времена пережил театр, но, по моему мнению, «золотое» время проживает именно сейчас. Хотя можно вспомнить о прекрасном послевоенном периоде коллектива, рождении интересных постановок. Мы не будем вспоминать досадные моменты о не очень «теплых» отношениях Юры и Крушельницкого и их конфликтах как художественного руководителя и главного режиссера. Славу театру принесли прекрасные работы актеров: Бучмы, Ужвий, Добровольского и других корифеев. Потом была темная полоса (Ужвий отправили на пенсию, Добровольский перешел работать в Русскую драму), а франковцы начали приглашать чужих режиссеров на постановки, и, собственно, лишь после прихода Данченко началась новая интересная страница театра. Он сам ставил и проявил свои дипломатические способности, приглашая других режиссеров. Сергей Владимирович не был революционером, но был очень тактичным постановщиком и умел из актера вынуть лучшее. Сейчас Ступка продолжил эту линию и, слава Богу, сам не ставит спектакли, понимая, что у него актерский, а не режиссерский дар, а те постановщики, которых приглашает, обеспечивают франковцам полноценную театральную жизнь. Очень хорошо, что в театре работает такая пара как Богдан Ступка, художественный руководитель, и Михаил Захарович, генеральный директор — они вместе являются стратегами коллектива. Поздравляю франковцев с 90-летием и надеюсь, что театр не будет опускать свою творческую планку, и впереди у них будет еще много юбилеев и удач!
Эдуард МИТНИЦКИЙ, художественный руководитель Киевского театра драмы и комедии на левом берегу Днепра:
— Это передовой театр, и мы все равняемся на его театральную культуру. Особенно сегодня, под руководством Богдана Ступки, когда он открыл двери многим направлениям режиссуры. Я считаю, что это очень перспективно и правильно, потому что театр не может быть похожим на одного руководителя-лидера. На такой шаг способен далеко не каждый, а Богдан Сильвестрович дает возможность работать разным по стилю постановщикам и это делает афишу театра более яркой.
Нелли КОРНИЕНКО, директор Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса:
— Мой Театр Франко это тот театр, который помнит корифеев украинской сцены: Гната Юру, Леся Курбаса, Амвросия Бучму, Наталью Ужвий. В репертуаре франковцев ставили произведения Дюрренматта «Визит старой дамы», Чехова «Дядя Ваня», Франко «Украденное счастье», Шолом-Алейхем «Тевье-Тевель» (легендарные спектакли Данченко) и другие. Сегодня мы живем в ХХI веке и театр ищет свое современное лицо. На протяжении многих лет с именем франковцев нераздельно стоит имя Богдана Ступки — он большой мастер, умный Арлекин, руководитель театра, который строит интеллектуальный театр, ищет, иногда ошибается, но идет вперед и ведет за собой коллектив.
Григол КАТАМАДЗЕ, посол Грузии в Украине:
— Я после каждого спектакля, словно заново рождаюсь. Мне, наверное, везет, но не видел здесь плохих спектаклей. Театр им. И.Франко имеет большой репертуар, и каждый раз я открываю что-то для себя новое. Мне приятно, что на этой сцене родился спектакль «Царь Эдип», который поставил мой знаменитый соотечественник Роберт Стуруа (совместное грузино-украинское «детище»), и здесь традиционно проходят гастроли Театра им. Шота Руставели. Кстати, осенью тбилисцы вновь приедут в Киев, чтобы показать свои новые работы. Я хочу поздравить франковцев с юбилеем и пожелать, чтобы творческие связи между нашими странами крепли и расширялись. А в подарок именинникам мы дарим грузинский коньяк 110-летней выдержки, чтобы они распили эту бутылку на свой следующий юбилей.
Михаил РЕЗНИКОВИЧ, худрук Театра русской драмы им. Леси Украинки:
— Для меня этот театр связан с именами корифеев и, прежде всего с Бучмой, а дальше с такими великими актерами, как Милютенко и Куманченко, с которыми я, совсем молодой режиссер, делал спектакли. Их отношение к делу, чуткость, талант, интеллигентность — навсегда остались в моем сердце. Театр им. И. Франко — это Данченко, с которым мы учились во Львовской школе. Сергей был на один год меня старше. Это замечательные артисты, которые сегодня выходят на сцену: руководитель театра и грандиозный артист европейского масштаба Богдан Ступка, это такие мастера, как Анатолий Хостикоев, Богдан Бенюк и др. — вся плеяда среднего поколения франковцев. Я рад, что театр молод душой. У наших коллективов много общего. У нас общее направление — театра психологического. Нас объединяют корифеи, работавшие на наших сценах, в частности, сценограф Давид Бровский, поставивший у франковцев «В степях Украины», а параллельно на нашей сцене — «Иду на грозу». Я с нежными и теплыми чувствами отношусь к этому театру и надеюсь, что через 10 лет, когда они будут отмечать свой 100-летний юбилей прийти вновь сюда.
Роберт СТУРУА, режиссер, худрук Тбилисского театра им. Шота Руставели (Грузия):
— В моей жизни было много встреч и сотрудничества с разными творческими коллективами, но работа в Театре им. И. Франко оставила след в душе. Хотя, по-моему, наш театральный роман (спектакль «Царь Эдип») не очень удался, но я надеюсь, что следующая попытка будет лучше. Есть у нас с Богданом Ступкой несколько идей. Я хотел бы поставить на этой сцене пьесу украинского автора. Знаете, даже наша грузинская классика, если ставит ее не грузин, то над ним не довлеют авторитеты прошлого, и режиссер не скован цепями. Поэтому, если за национальное произведение берется иностранец, у него есть больше простора для творчества и фантазии как-то по-новому прочесть известное сочинение. Мы с Богданом Сильвестровичем говорили об «Украденном счастье» Франко, но это, так сказать, планы будущего, а пока мы договариваемся о том, чтобы осенью провести большие гастроли Тетра им. Ш. Руставели в Киеве и показать все свои новинки.
Выпуск газеты №:
№55, (2010)Section
Тайм-аут