Музыка для мобильного телефона
Послекризисная Европа отказывается от шоу и пафоса в интересах простотыУкраинский телезритель мог наблюдать за околоевровизийными событиями в эфире Первого Национального через эфир разных программ — новостей, ток-шоу, видеозаписей предыдущих конкурсов. Здесь стало очевидно, что мы имеем дело с двумя типами телевидения. Первый: качества мирового уровня — его предлагают европейские телевизионщики. И второй: околотусовочный и местечковый — в исполнении Национальной телекомпании. Эта «традиция» в полной мере выплеснулась на экраны украинского зрителя и во время финала 55-го по счету Международного телевизионного песенного конкурса «Евровидение-2010», который прошел в норвежской столице Осло и транслировался на Первом Национальном. Прошлую субботу НТКУ пыталось посвятить обсуждению «Евровидения». Для этого специалистов Первого Национального с профессиональной телевизионной техникой, светом и звуком руководство «загнало» на маленький второй этаж одного из киевских баров — делать ТВ мирового уровня. Что получили? Тусовку! Телеканалы уровня «ТУСНЯ-ТВ», конечно, имеют право на существование, и точно будут иметь своего телезрителя (или, может, двух), но к чему здесь многочасовой эфир самой мощной телекомпании нашей страны? Со страхом ожидаю осеннего «рестарта» «обновленного» Первого Национального...
А В ЭТО ВРЕМЯ В ОСЛО...
Норвежские телевизионщики порадовали европейцев ироническим подходом к сверхсложному телевизионному событию: сначала посмеялись над собой и десятью своими поражениями, дальше — немного поиронизировали над гостями: ведущий переодевался то в парик в стиле исполнителя из Сербии, то в серебристое исподнее — как литовцы, то в крылышки бабочки — о которых пели белорусы. Такие изюминки прибавили действу динамики, а также создали атмосферу веселого праздника, к которой добавилась электронная графика в виде волшебных летающих шариков-молекул, которые пронизывали эфирное пространство. В первый раз телевизионщики разместили визитки-представления участников прямо на видеокартинку с крытой «Теленор-арены». За последние годы впервые не использовались видеоэкраны. Все внимание в создании зрелища в кадре было сконцентрировано на мощном свете из разных источников и декорационных элементах в виде гирлянд из шариков и тканей разных фактур. Вдоль одной из стенок спортивной арены была выстроена специальная громадная стена из световых приборов — это позволило буквально «заливать светом» любое выступление.
В сценических номерах большинства исполнителей доминировали две тенденции: богатая сценография, насыщенная разными хореографическими элементами с использованием специально изготовленных декорационных предметов и специально украшенных музыкальных инструментов, а с другой стороны — лаконичное пение. Выполнение песен, по большей части, было также в двух манерах: или мощный вокал, или пение в стиле англоязычной студенческой вечеринки под гитару. Как показали результаты голосования, победили откровенность, простота и искренность. Еще одной заметной чертой песенного конкурса стало то, что в этом году «соседское голосование» сработало в меньшей степени.
ПОЧЕМУ НЕ СРАБОТАЛА ЭКОЛОГИЧНОСТЬ?
Пани Елена Кучер (псевдо — Альоша), которая представляла Украину в Осло, вложила в свое выступление все, что смогла: энергетику, откровенность, исполнительское мастерство. В одном из выпусков «Дневников Евровидения» представитель евровизийной звуковой команды с восторгом рассказал о том, что «она все время поет одинаково». Это означает уважение к певческому мастерству исполнительницы. Но странно, что телевизионщики «не смогли» корректно отобразить ее выступление на телевизионном экране — ведь на сцене среди сотен лучей находилась всего лишь одна хрупкая украиночка... Сделала ли пани Елена все что могла? Да! Но явный «промах» с выбором песни прогнозировался — не интересуют Европу, искалеченную кризисом, другие проблемы. Вот и имеем от двадцати стран (!) — нуль и десятое место в общем зачете. Правда, Великобритания (напомню, что голосование состояло из 50% зрителей и 50% жюри) выставила пани Елене пять баллов. С точки зрения последующего пути в мировой шоу-бизнес — это хороший знак.
В итоге победила простая песенка в исполнении немецкой школьницы Лены Меер-Ландрут, которая набрала 246 баллов. И это без навороченного костюма (лишь стильное черное коктейльное платье), никаких хореографических «па», никаких декорационных элементов. Такой себе ироничный европейский девичий привет отечественному тусовочному шоу и бизнесу... Возможно, такая простота во всем и стала главной составляющей успеха немки?
На второй ступеньке — типичные представители «поколения-MTV»: поп-рок-команда из Турции «маNga» (170 баллов). Дальше дуэт Паула Селинг и Ови из Румынии, (162) дуэт из Дании «Chanee & N’evergreen» (149). Десять потраченных миллионов обеспечило фаворитке из Азербайджана Сафуре 146 баллов. А вот одинокое пение с гитарой бельгийца Тома Дайса дотянуло до 143 баллов. Ну и зачем было Азербайджану эти миллионы тратить?
Кстати, о миллионах. Новое руководство Национальной телекомпании Украины обещало публично и понятно объявить об условиях проведения национального отборочного тура за право представлять наше государство на «Евровидении-2011». Как это будет организовано? На каком творческом и интеллектуальном уровне? Или опять будем тусоваться в общенациональном эфирном «баре»?
КОММЕНТАРИЙ
Александр ЕВТУШЕНКО, музыкальный критик:
— У Европы есть свои виды и свои планы на лауреатов. Несмотря на объективную ситуацию и оценки, просматривается определенная логика и в прошлогодней победе Норвегии, и в нынешней — Германии. Каждый год первые три места занимают страны стратегически важные для самого конкурса «Евровидение». Мне это кажется сложной химией. Поскольку не хочется говорить о необъективности голосования. Первое и второе место администрация «Евровидения» оставляет за теми странами, в которых видят потенциал для последующего продвижения самой идеи конкурса в Европе. Ведь «Евровидение» — это не только яркая телевизионная картинка, но и большой, сложный бизнес. Продаются диски, символика, много других сопутствующих товаров. Очень важным вопросом для верхушки конкурса является то, какой будет следующая страна, которая будет принимать конкурс. Это ни что иное, как большая политика.
По-моему, наша Альоша выглядела вполне неплохо. Вместе с тем, на европейском фоне она не стала чем-то уникальным, полностью вписалась в формат «Евровидения». Я не возлагал на нее особые надежды, но был приятно удивлен, что Украина все же показала уровень.
Выпуск газеты №:
№92, (2010)Section
Тайм-аут