Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Музыка памяти

Состоялся первый в новом году концерт Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины
24 января, 20:48
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВ / ФОТО АВТОРА

А накануне коллектив вернулся из месячного итальянского гастрольного путешествия. Как всегда во время выступлений прославленного коллектива, Колонный зал им. М. Лысенко Национальной филармонии был полон. Содержание концерта и его программа вышли за традиционные рамки. Год назад, когда коллектив также вернулся из Италии, он пережил трагическое событие: после тяжелой длительной болезни умер 29-летний солист и концертмейстер группы флейт, лауреат многих международных конкурсов Владимир Дмитриев. Тогда, год назад, вместе с коллегами по оркестру его хоронили ученики и педагоги музыкальной школы-одиннадцатилетки им. Лысенко, которую он окончил, друзья и преподаватели по Академии им. Чайковского, многие профессиональные музыканты Украины. Музыкальное приношение памяти Володи Дмитриева было задумано тогда же, на свежей могиле молодого талантливого музыканта, и вот оно осуществилось...

Это был большой светлый и чистый концерт, в котором в сопровождении Национального симфонического оркестра, за пультом которого стоял его главный дирижер заслуженный деятель искусств Украины и России, лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко Владимир Сиренко, прозвучали четыре крупных цикла. Первым на сцену вышел заслуженный артист Украины профессор Олег Кудряшов. Он произнес добрые слова воспоминаний о своем ученике и исполнил Концерт для флейты и струнного оркестра Виталия Губаренко. Музыкант вновь прекрасно воплотил созданное 40 лет назад и посвященное ему автором одно из лучших флейтовых произведений ХХ века, которое входило также в репертуар и Володи Дмитриева. Далее народная артистка Украины Наталия Свириденко, его партнер по трио им. Дмитрия Бортнянского, сыграла Сельский концерт для клавесина с оркестром Франсиса Пуленка. Выбор этого произведения Наталия Сергеевна объяснила так.

— Лучшие дни своей жизни Володя переживал во Франции, где он стал лауреатом Первой премии международного конкурса в Париже. Поэтому я выбрала замечательный концерт француза Пуленка. Кроме того, идея его первого исполнения в Украине мною не раз обсуждалась с Владимиром Сиренко. Этот очень качественный музыкальный материал и возможность играть в содружестве с выдающимся симфоническим коллективом стали стимулами для воплощения замысла в жизнь. Да и Володя Дмитриев при жизни очень интересовался, когда же состоится премьера. Светлая, местами печальная, чистая музыка концерта достойна его памяти.

После антракта прозвучал Второй виолончельный концерт Дмитрия Шостаковича в исполнении Александра Дмитриева. Старший брат, замечательный талантливый музыкант специально приехал в Киев на годовщину смерти Володи из Франции, где он много лет живет и работает концертмейстером группы виолончелей оркестра города Монпелье. Он тоже закончил школу Лысенко, затем Московский институт им. Гнесиных, работал в оркестре Юрия Башмета. Концерт Шостаковича точно отражает настроение невосполнимой потери и самоиронии над жизнью и собой — все суетно, все проходит... Александр Дмитриев, большой зрелый музыкант, блестяще воплотил авторский замысел. В зале и на сцене многие плакали... В заключение заслуженная артистка Украины меццо-сопрано Мария Липинская спела цикл песен Густава Малера на стихи Ф. Рюкерта «Песни об умерших детях». Молодая солистка Дома камерной и органной музыки, выпускница Галины Туфтиной обладает очень красивым, ровным, выразительным и глубоким голосом. Песни Малера стали печальным и одновременно светлым и ясным финалом концерта.

И все же главным персонажем вечера был оркестр, который играет просто. За этой кажущейся простотой стоят опыт и масштаб коллектива. Он удивляет прекрасным звучанием многочисленных соло и ансамблей духовых, ровным благородным тембром струнных. Музыканты умело воплощают все разнообразие, глубину, интеллектуальность, эмоциональность, контрастность и тонкость деталей и подробностей, образное и стилистическое разнообразие и сложность каждого исполненного произведения. Безусловна роль личности главного дирижера. Много раз к пульту Национального симфонического выходили другие — способные, как молодые, так и опытные музыканты, но так зрело и совершенно, как «под рукой» Сиренко, он не звучит ни у кого...

После концерта маэстро поделился с нами:

— Владимир Дмитриев был светлый, очень мягкий человек и прекрасный музыкант. Когда он умер, во время панихиды отец Константин верно сказал, что «он с честью нес подвиг кротости», а в нашей артистической среде это почти невозможно. Когда он был уже тяжело болен, мы видели, как он стремился быть в коллективе, ощущать себя артистом. В первую очередь чувствуется безумное сожаление: ушел молодой, скромный и талантливый человек. Сегодня мы только третий день, как вернулись из поездки, буквально «с колес», но знали, что нам нужно этот концерт сыграть. Без дня отдыха мы приступили к репетициям и вот — этот вечер памяти Володи.

— Пожалуйста, Владимир Федорович, вернитесь на некоторое время к последней поездке оркестра и вспомните о концертах, публике, дирижерах.

— В Италии мы дали 28 концертов и посетили столько же городов. Дирижировали два основных (я и итальянец Никколо Джулиани) и несколько «эпизодических» дирижеров: очень опытный и приличный дирижер Портной, широко известный в мире дирижер Олми и несколько начинающих музыкантов. В Италии потрясает не то, что на концертах всегда полные залы слушателей и все громко хлопают. Итальянцы очень привержены классической музыке. Почти в каждом, по нашим меркам «районного масштаба» городе, есть свой оперный театр, который ни в войну не разбомбили, ни большевики не взорвали, ни Муссолини. Эта культурная традиция передается из поколения в поколение, плюс огромная любовь к своей музыке, к своей неаполитанской песне, к Верди — вместе дают свой положительный культурный результат. То, что, к сожалению, у нас было утрачено.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать