Наш ответ Уэбберу
Вышел CD первой украинской рок-оперы «Энеида»
Презентация CD первой украинской рок-оперы «Энеида», которая прошла в воскресенье в ресторане «Дежа вю», в полной мере претендует на звание «Музыкальное событие года». Ведь ждали его без малого 15 лет. Еще в 1986 году опера «Энеида» была впервые поставлена С. Данченко в Театре им. Ивана Франко, и с тех пор не сходит с его сцены. Версия рок-оперы композитора Сергея Бедусенко, которую выпустила компания «Ukrainian Records» на двух дисках, была записана в 1991 году. Тут слушатель найдет новую интерпретацию произведения. Партии исполняют звезды украинской эстрады: Б. Ступка, Н. Сумская, В. Билоножко, А. Хостикоев, Л. Сандулеса, Т. Повалий, А. Матвийчук, Б. Бенюк, И. Бобул и др. К сожалению, такие певцы как В. Удовиченко и О. Кулик так и не дождались выхода диска.
Глубоко символично, что именно «Энеида» стала первой украинской рок- оперой, ведь одноименное произведение И. Котляревского тоже было одним из первых в украинской литературе. Дух новаторства и возвращение к истокам, которые органично соединялись в творчестве нашего великого соотечественника, стали ориентиром и для С. Бедусенко. Он хотел доказать, что украинская мелодика — актуальный материал для современного произведения. Композитор объединил в рок- опере традиции украинского бурлеска с итальянской оперой seria, рок- и поп-музыки. Любители джаза и блюза также найдут для себя в рок-опере достаточно живого и интересного материала. Сам «именинник» С. Бедусенко отметил, что для него было большим удовольствием работать с известными украинскими певцами и актерами.
На презентации было замечено много известных личностей. Помимо музыкантов — непосредственных участников проекта, выступили и андерграундные «Мандры» с Катей Чили, чья фольклорная стилистика вполне органично вписывалась в концепцию вечера. Камерности ему придало выступление скрипача Кирилла Стеценко, а одним из приглашенных гостей был Анатолий Базилевич, чья знаменитая серия рисунков к поэме «Энеида» знакома многим.
Артисты, общаясь с прессой, все время подчеркивали эпохальность этого события и охотно делились своими воспоминаниями о работе над оперой. К примеру, Таисия Повалий в интервью «Дню» рассказала о том, что для нее, молодой и малоизвестной певицы тогда, в 91-ом, была важна любая хорошая и престижная работа. «Это были мои первые шаги на сцене и мне хотелось показать себя. Тем более, в проекте участвовали мэтры отечественной эстрады, и я старалась их не подвести». А организаторы в шутку или всерьез говорили о том, что «Энеида» стала украинским ответом знаменитой рок-опере Э. Л. Уэббера «Иисус Христос Суперзвезда», написанной еще в 1970 году.
Правда, на фоне общей эйфории все как-то подзабыли, что нынешний CD — это, практически, переиздание материала, который увидел свет еще в 1991 году на аудиокассетах. Тогда на студии М. Дидыка «Аудио-Украина» была сделана львиная доля того, что уже в 2001 году было доработано на студии «Интервал» и в партнерстве с «Ukrainian Records». И, по большому счету, звучание альбома осталось на уровне начала 90-х. Некоторые музыкальные решения, актуальные тогда, сейчас ее утратили. Отсутствие свежих и оригинальных аранжировок — это первое, на что обращаешь внимание после прослушивания дисков. «Энеида»-поэма — это классическое произведение, которое просто по определению всегда остаётся актуальным. Поэтому, думаю, логично было бы и музыкальный вариант сделать больше «на злобу дня». Не зря в кулуарах говорили о том, что в идеале нужно переписать всю оперу по-новому, привлечь новых артистов и придать ей качественно новое звучание, чтобы сравнения с творением Уэббера воспринимались более серьёзно. С другой стороны, даже этот старый материал интересен уже хотя бы с позиции истории современной культуры. Как певцы, так и драматические артисты, такие, как Б. Бенюк или Б. Ступка, создали колоритное, и, без сомнения, оригинальное произведение, дающее представление о базовых духовных ценностях украинской культуры, для которой перманентно сложные времена длятся уже которое столетие.
Вообще, на примере рок-оперы «Энеида», очевидным выглядит тот факт, что для каждого поколения актуальна своя музыка. «Молодые люди однозначно не будут это покупать, и это надо откровенно признать, — поделился своими впечатлениями Т. Петриненко. — Но это ретроспективный проект и повод вспомнить, что в Украине всегда были люди, которые серьезно занимались серьезной музыкой».
Выпуск газеты №:
№23, (2002)Section
Тайм-аут