Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Научный отчет в высоком штиле

4 июля, 2001 - 00:00

В Детской aкадемии искусств открылась выставка работ двух киевских художников, отца и сына, Юрия и Михаила Химичей. Экспозиция — одна, но каждая из составляющих ее вполне самостоятельна и имеет собственное название: «Архитектурные мотивы» (графика Юрия Химича) и «Библейские сюжеты» (графика и пластика Михаила Химича).

Юрий Химич — один из интереснейших мастеров, работающих в сравнительно редком жанре, даже не урбанистического (городского), а скорее архитектурного пейзажа. Обращается он и к уникальному для современности изображению интерьеров — разумеется, исторических, как, например, интерьеры Софии Киевской. При этом художник не только фиксирует великолепие дрогобычской деревянной церкви или суровое величие крепости в Каменец-Подольске, но и сохраняет и даже усиливает свойственную им поэтическую ауру. Его графика — не только безупречный по своей точности научный отчет (недаром работами Юрия Химича иллюстрируют учебники по истории Украины), но и своего рода нарисованное стихотворение. Архитектурные памятники, запечатленные художником, безусловно, узнаваемы, но яркая и изысканная декоративность его работ придает даже самым знакомым, засмотренным из них поразительную свежесть — и особую величественную красоту. Среди работ Юрия Химича, представленных на нынешней выставке, многие посвящены Киеву («Голубая Лавра», «Ворота Заборовского», «Подольский ансамбль», «Киев Булгаковский. Кожемяки»). Рядом с ними — восхищенные посвящения художника Львову («Каплица Боимов», «Площадь Рынок»), Каменец-Подольску («Ветровая башня», «Мокрая улочка»), Дрогобычу («Церковь Воздвижения»), Сутковицам («Церковь-крепость»), Чернигову, Судаку, Новгороду — и окну своей мастерской.

В своей графике Михаил Химич стремится к современному прочтению тем-вопросов, которые справедливо именуются вечными и одновременно оказываются остроактуальными для всех исторических этапов, особенно для этапов переломных. В своих поисках художник опирается на народную культуру (серия «Зимние игры»), но особенно — на Священное писание. Его работы, в целом (быть может, несколько вразрез с названием выставки), не являются иллюстрациями того или иного Библейского или Евангельского эпизода, хотя связь с первоисточником обычно сохранена («Принесение даров», «Распятие», «Жизнь Богоматери»), причем наравне с текстом может учитываться уже существующая его художественная трактовка («По мотивам Джотто»). В пластических композициях, исполненных в сложной комбинированной технике (дерево, темпера, керамика, эмаль) выразительность и даже эффектность трактовки обусловливаются выбором тем, словесная лаконичность которых предполагает внутреннюю бездонность («Распятие», «Христос-Учитель», «Богоматерь»).

Оксана ЛАМОНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ