Перейти к основному содержанию

Неизвестный Кароль Гиллер

От бойчукизма до европейского авангарда
04 июля, 09:49
«РАБОЧИЕ». 1938 — 1939 гг.

В искусстве известного польского живописца и графика, немца по происхождению Кароля Гиллера, сквозь эксперименты и творческие поиски абстрактных решений 1920—1930-х годов выразительно проступает неистребимая печать ранних фресковых структур основоположника украинской школы монументальной живописи ХХ века Михаила Бойчука. Вероятно, не случайно только его Кароль Гиллер называл своим Учителем.

С Лодзем — промышленным городом ткацких предприятий связаны жизнь и творчество ученика мастерской Михаила Бойчука в Украинской Академии Искусств — Кароля Гиллера. Родился будущий художник 1 декабря 1891 года  в многодетной семье ткачей, которые прибыли в Лодзь из Прудника на Нижнем Шленске в 1-й половине ХІХ века. Начальное образование получил в русской ремесленно-промышленной школе в Лодзе (1903—1910).

После непродолжительного обучения на химическом отделении в Высшей технической школе  Дармштадта Гиллер поступает в 1912 г. на инженерно-строительное отделение Варшавского политехнического института им. Николая ІІ. К этому времени относятся и первые портретные попытки — «Портрет девочки Анны» и «Портрет бабки Дороты» и пейзажного жанра — «Сосны» (все — 1912 г.).

«МИР ВАМ». 1925 г.

Когда началась Первая мировая война, Гиллер был эвакуирован вместе с другими студентами политехники в Москву, где продолжил обучение. В 1916 году мобилизован в царскую армию  как инженер-сапер, служил в  Киеве.

С восстанием Украинского государства, в декабре 1917 года, становится одним из первых слушателей новосозданной Украинской академии искусств в классе портретной живописи профессора Александра Мурашко. После трагической смерти последнего 14 июня 1919 г. Гиллер переходит в мастерскую монументальной живописи Михаила Бойчука, которая отличалась своим интернациональным составом и в то же время взаимным уважением. Новое украинское искусство здесь творили — украинцы  В. Седляр и И. Падалка, Т. Бойчук и А. Павленко, россиянки К. Бородина и М. Трубецкая, полячки София и Анна Налепинские, евреи Т. Бауман, Н. Хазина (Мандельштам), М. Шехтман. Свято влюбленный в древнюю украинскую живопись, профессор Бойчук требовал от учеников тщательного изучения искусства разных культур народов мира: «Для нас не столь важны хронологическая дата и происхождение произведения. Пусть это будет Египет и Ренессанс, новгородская икона или произведение негритянского искусства — это не суть важно. Искусство ищет себе почву у того народа, где может развиваться, и как только произведение искусства вырастает, оно становится интернациональным. Разве можно проследить за теми широкими пространствами, где искусство приживается, и какие мастера его создают. Это как вода, она везде проходит и для всех одинаковая».

«ИНВАЛИД». 1925 г.

И хотя Гиллер воодушевленно увлекся изучением  древнеукраинской стенописи и старательно  прорабатывал памятники иконописи в Печерской Лавре, однако не принадлежал, как свидетельствовала Анна Налепинская-Печарковская, к любимым ученикам Мастера, потому что имел достаточную предыдущую художественно-профессиональную подготовку. «Помню, — писала она в письме от 3 июня 1969 г.  к искусствоведу Д. Горбачеву, — как он (М. Бойчук) кричал на него, выхватывая из рук кисть: «Снова это проклятое мюнхенское болото!».

С того времени сохранился небольшой, нарисованный темперой, эскиз «Ангел» (1920), предназначенный, скорее всего,  для неизвестной настенной росписи. Фигура ангела изображена в монументально-обобщенных формах творческой манеры бойчукистов.

Избегая голода, разрухи и  погромов, которые были вызваны частой сменой власти, летом 1921 года К. Гиллер вместе с семьей поспешно эвакуировался из Киева, «оставляя там, наверное, большинство из своих творческих наработок». Вернувшись в Лодзь, художник устраивается учителем рисунка в мужской гимназии. В то же время, вместе с В. Вандурским организовывает художественную группу «Срібний віз» (1922).

Еще находясь под впечатлением от обучения в УАИ, в период 1922—1924 годов, Кароль Гиллер создает ряд художественных произведений, нарисованных в иконописной манере темперой на доске с применением золота, — «Св. Юрий», «Монахи», триптих «Св. Троица». Композиционные схемы и трактовки фигур поданы согласно «художественной практике киевской мастерской Бойчука». К величайшему сожалению эти произведения художника не сохранились и известны нам лишь по фоторепродукциям того времени. Единственная сохранившаяся работа монументального характера — фресковая композиция «Весна» (1930) была обнаружена в 1980 году и приобретена в коллекцию Лодзского музея.

В то же время Гиллер создает серию линоритов «Голова ангела», «Мать с ребенком», «На фабричном дворе» и серию литографий «Ткач», «Инвалид», «Грузчик» на городскую тематику Лодзя, выполненных в манере «новой духовности» с использованием экспрессионистических и конструктивистских средств художественной выразительности. Завершает серию философско-символическая композиция — «Мир вам» (1922—1925).

Во времена увлечения кубизмом и абстракционизмом в 1928 году разрабатывает новую экспериментальную графическую технику, названную им «гелиографией», которая совмещала в себе живопись, графику и фотографию. Произведения следующего десятилетия представляют мотивы биологической жизни, космические видения, параллельно возникают «инженерно-романтические» конструкции, обозначенные цифро-буквенными символами. Завершают художественную поиски изображения символической фигуры человека, противопоставленного толпе, — «Женственность», «На льдине» (1938—1939).

В начале Второй Мировой войны, после оккупации Лодзя нацистами, 10 ноября 1939 года Кароль Гиллер был арестован гестапо и расстрелян в лесах под Лодзем 20 декабря 1939 года.  Сохранившиеся после выселения гитлеровцами из помещения произведения жена художника Ядвига Гиллер передала в Музей Штуки в Лодзе.

Одним из последних произведений Кароля Гиллера стало масляное полотно «Рабочие» — монументальные, статичные и в то же время бесплотные человеческие фигуры на условном плоскостном фоне изображены без лиц — зрителю дана возможность самостоятельно дойти до философской сути произведения — путешествия человека на протяжении собственной жизни.  

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать