Перейти к основному содержанию

«Ночные песни» юного Мастера

В рамках «Киев Музик Феста» прошел концерт песенных произведений Бориса Лятошинского, ранее не исполнявшихся в Украине
03 октября, 00:00

Однако сказать, что в Малом зале консерватории был концерт романсов, созданных великим украинским композитором в 1915 — 1924 годах — значит, не сказать ничего. Это был настоящий музыкальный спектакль о любви двух молодых людей: ему суждено было стать мэтром украинской музыки, а ей — его музой на долгие годы.

На столе две жёлтых розы и фотография из семейного альбома. Драматическую канву представления составляли письма двадцатилетнего Бориса Николаевича, которые вдохновенно читала Марьяна Копица. Его письма к возлюбленной, пронизанные нежностью и страданием от разлуки, сами по себе — прекрасная любовная лирика. И там же — тягостные проблемы устройства своих сочинений, унизительная зависимость от резолюций советских культуртрегеров. Чтение чередовалось с романсами, музыка и поэтический ряд которых ярко и полнокровно отражают внутреннее состояние композитора в те разрушительные годы. Потому и ощущается в этих песнях явственнное присутствие холодного образа смерти, а трагические тексты Генриха Гейне, Константина Бальмонта, Мориса Меттерлинка, Поля Верлена, Игоря Северянина, Ивана Бунина явно перекликаются с душевным надломом композитора.

Так на протяжении концерта создавалась удивительно целостная картина с определённой сюжетной линией. Драматургия её была очевидна: любовь, катастрофический век, воспринимаемый молодым композитором по- гамлетовски оголёнными нервами и — не смерть, но надежда, о которой мастер пишет в последнем письме своей жене.

Исполнителям удалось передать всю палитру страстей, пронизывающих музыку романсов: от магического лиризма «Весна грустит» (на слова Генриха Гейне) до леденящего дыхания смерти в «Листья шумели уныло» (стихи А. Плещеева), блестяще исполненных Ириной Даценко (сопрано) и Геннадием Капкой (тенор).

Примечательно, что восемь из четырнадцати романсов, прозвучавших на концерте, не исполнялись, не были опубликованы и находились в рукописях, которым более семидесяти пяти лет. Над нотным текстом была проделана колоссальная восстановительная работа, длившаяся более полугода. К счастью, многое сохранилось, в частности — любопытные авторские пометки, касающиеся не только даты, но даже точного времени сочинения — «2 часа ночи», «3 часа ночи»… Именно они подтолкнули создателей программы объединить её заголовком «Ночные песни». И, наконец, хорошей новостью стало сообщение о том, что планируется выпуск компакт-диска с записью «Ночных песен» в авторской редакции и в оркестровых версиях композиторов — учеников Бориса Лятошинского.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать