Перейти к основному содержанию

Новое дыхание гончарства

Сможет ли народный промысел, возрожденный после советского однообразия, побороть очередной вызов — засилье made in China?
04 июля, 19:52

Аутентичное народное ремесло вместо дешевой штамповки чужих стилей предлагают мастера на фестивале гончарного дела «Здвиг», который уже в третий раз состоялся в сердце гончарства Украины — городе Опишня и собрал людей из всех уголков Украины и из-за рубежа.

«Мастерам, художникам необходимо общение. Это возможно только на таких фестивалях, где собираются не просто ценители, а специалисты, — говорит мастер народной куклы Наталья СВИРДЮК. — Здесь — средоточие специалистов, интеллектуальной культурной элиты. Можно самому поучиться, посмотреть, куда творчески двигаться дальше, можно показать свои работы. А, обучая другого, учишься сам — это принцип развития и созидания».

Кроме фестиваля-ярмарки «Гончарная Вселенная», где были выставлены творения на любой вкус, убедиться в ловкости мастеров зрители могли, наблюдая непосредственно за процессом создания глиняных изделий.

«В этом году организаторы подобрали очень сильный состав. Были участники из России, Болгарии, Азербайджана, Грузии и Литвы. Но и украинская команда была очень сильна, поэтому все призовые места мы распределили между украинскими участниками», — делится с «Днем» художник-керамист, работа которого победила в прошлогоднем ИНТЕРсимпозиуме, и член нынешнего жюри Владимир ХИЖИНСКИЙ.

Кроме ярмарки, ИНТЕРсимпозиума и других мероприятий, которые в Опишнем уже стали традицией, в этом году в рамках фестиваля открыли стену «Гончарной славы». Ведущие украинские скульпторы создали мемориальные таблицы памяти автора украинского герба Василия Кричевского, выдающихся живописцев и скульпторов: Сергея Васильковского, Юрия Лебищака, Остапа Ночовника, Афанасия Сластиона и Елизаветы Трипольской. Организаторы говорят, что ежегодно на стене будут появляться пять-шесть новых мемориальных таблиц.

«Чем больше украинское гончарство будет использовать традиции, тем конкурентоспособным оно будет, — рассуждает гончар из Межирича, что на Каневщине, Сергей РАДЬКО, — ведь глобализация выталкивает наш корень идентичности из-под ног. Если гончар имеет связь с традицией, если он становится на ладонь отца, а отец, в свою очередь, стоит на ладони деда, то можно держаться достойно даже на международном уровне. Но, увы, сегодня происходит прессинг масскультуры, и для начинающих и неопытных очень трудно бывает отличить подлинность от подделки, которую штампует Китай».

Местный носитель и оберег традиции — известный на всю Украину народный мастер барочной скульптуры Василий Омельяненко, который гончарствует уже на протяжении 77 лет. «Из глины мне нравится делать все, — рассказывает пан Василий, — петушки, композиции, вазы, кувшины. Я словно живу с ними. И так меня связала глина, что больше ничего в жизни не надо. Как сядешь за нее, то мысли плохие уходят, и ты с изделием будто разговариваешь. Это не работа, а отдых получается. В гончарстве сейчас возрождение, ведь молодые мастера его возвращают к жизни. В работе каждый чувствует себя свободно, будто независимость ему подсказывает — так и они возрождаются и обогащаются».

Именно народные мастера пытаются восстановить генетически прерванную цепочку Традиции, регенерировать культурные коды нации. Хотя это, конечно, довольно непросто. В украинских экономических условиях народные мастера (не только гончары) вынуждены бороться за свое выживание и существование своего дела. Это, так сказать, недобрая традиция. «Художественная ковка в советское время очень ограничивалась, — говорит кузнец из Львова Святослав ФЕЦЫНЕЦ. — Ведь были прекрасные кузнецы, которые в дореволюционные времена творили кованую архитектуру, а пришла советская власть и всех загнала на заводы, мол, «нам не нужно буржуазное искусство, давайте ковать детали к тракторам». Оставались, конечно, мастера, которые помнили работу по изготовлению настоящих художественных произведений, однако передать это умение преемникам возможности не было. Зато на заводе была норма сделать, например, 10 деталей в день. К сожалению, и сегодня художественная ковка страдает, но теперь от китайских подделок. Такая продукция вытесняет изделия ручного труда».

Впрочем, после двух десятилетий вполне справедливых нареканий на отсутствие государственной поддержки, сегодня старшие мастера констатируют, что за гончарный круг наконец пришло молодое поколение. Но тут возникает закономерный вопрос: что дальше? Научатся ли украинцы ценить труд собственных мастеров на фоне соблазнительно дешевого китайского «пластика»? Сможет ли насыщенное творческой энергией мастера глиняное изделие (кстати, в глине, как утверждают специалисты, не бывает микробов) противостоять примитивным подделкам? Это как раз тот момент, где жалобы на государство имеют основания только частично. Сами украинцы, в том числе, владельцы многочисленных кафе и ресторанов, в состоянии поддержать собственных гончаров, заказывая посуду в их мастерских. Это был бы шанс для своеобразного гончарского среднего класса. И именно это было бы лучшим поощрением для молодых гончаров. Сейчас же для абсолютного большинства мастеров гончарство остается неприбыльным (а скорее расходным) хобби, делом, поглотившей их жизни, но не способным обеспечить им выживание.

— Спрос на гончарные изделия есть, но он очень небольшой, — говорит художник-керамист, киевлянка Зоя ПРЕДКО. — Как правило, его покупают представители определенного слоя общества — интеллигенции. Они понимают, что надо ценить национальное. Также они понимают, что есть именно с такой посуды полезнее, чем из пластикового или иного. Поэтому чаще всего заказывают именно посуду. А интерьерные, садовые изделия заказывают те, у которых есть больший достаток. Но, к сожалению, они, как правило, не совсем знают толк в этом всем. Так сложилось, что люди с меньшим достатком лучше понимают и чувствуют ценность таких вещей. Если говорить о широкое потребление и сбыт в рестораны, о широкой аудитории, то здесь речь идет о специфике работы самого мастера. Например, я работаю вообще без гончарного круга. Использую трипольскую технологию, которой уже более 5 тысяч лет. Я полностью выполняю работу вручную. Такие вещи — недешевые, а для ресторанов они достаточно неэкономные, поэтому рестораторы закупают дешевую заводскую посуду. Дорогие вещи в рестораны покупают лишь, чтобы поставить на полочку, но никак не для пользования посетителями.

Это лишь часть проблемных вопросов, связанных с гончарством. Сейчас в Украине активно развивается горный туризм, водный, велосипедный ... Почему бы не развивать еще и гончарный, керамический туризм? Мы же потомки трипольцев, не так ли? На данный момент Опишня остается единственным цивилизованным центром для потенциального гончарского туризма. Там есть музей, увековечена память о великих предшественниках, в конце концов, там есть где поужинать, и, хоть и с трудом, но можно найти усадьбу для ночлега (здесь вспоминаем многочисленные законопроекты о зеленом туризме, которые покрываются пылью в стенах главного законодательного органа Украины). Но в нашей стране есть и другие подобные гончарные центры. Например, Гавареччина, что на Львовщине, где создают уникальные произведения из черной глины, но там, в отличие даже от Опишни, — абсолютная Руина, от которой скулы сводит.

Мастера не могут найти своих ценителей. А потенциальные ценители часто охотятся на заморские изделия, не замечая сокровищ, рассыпанных рядом. Очевидно, именно в этом прерванном контакте и скрывается ответ на все вопросы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать