Перейти к основному содержанию

О Полковнике

Фильм Антона Азарова «Лобановский навсегда» — это стандартная мемуарно— спортивная документалистика, которая, однако, не приуменьшает его значимости в целом
14 декабря, 10:27

Фильм Антона Азарова «Лобановский навсегда» – это стандартная мемуарно- спортивная документалистика, что, однако, не уменьшает его значения в целом

Сделан он по типичным жанровым лекалам: несколько слов от современника героя в ракурсе  телевизионного интервью – архивная съемка тренировки или зарисовка атмосферы соответствующих  лет с закадровым комментарием –  кадр  с самим героем – фрагмент матча. Авторы снимали в Украине, России, Франции, нашли как тех, кто играл под руководством Валерия Васильевича, так и его соперников в поле и за его пределами. Это ряд поистине легендарных персон:  Мишель Платини, Андрей Шевченко, Олег Блохин, Игорь Беланов, Йожеф Сабо, Сергей Ребров, Карло Анчелотти (ныне тренер мюнхенской «Баварии»), Бернар Лионс (тренер «Сент-Етьена»).

Чтобы разнообразить визуальный ряд, режиссер вводит фигуру виолончелиста, который играет соло на поле стадиона «Динамо» имени Лобановского и должен, очевидно, символизировать равным образом избранность и одиночество  мастера, но не очень укладывается ни в ритм, ни в образный ряд картины. Соответственно, навязчиво-тягучие виолончельные композиции (при том, что сама по себе это выдающаяся классическая музыка) – не важно, в грустных или победных  эпизодах – как минимум мешают, а иногда и раздражают.

Впрочем, подзаголовком  проекта могла бы стать сентенция в духе Вуди Аллена: «все, что вы хотели узнать о Лобановском, но не знали, где спросить». Авторам удалось рассказать о самом выдающемся футбольном тренере Украины и в целом империи действительно много нового. Например, о том, что он в обязательном порядке водил игроков в театры в России и в Украине – так, что они знали всех актеров и балерин поименно (кстати, его метод тренировки называли Системой – как у Станиславского). Об изнурительных бюрократических войнах, в которые он был втянут поневоле. О его весьма непростом характере. О советской системе поощрений игроков – которые, согласно извращенной партийной идеологии, играли в футбол в качестве непрофессионалов, поэтому получали гонорары «Волгами», шапками для жен, дефицитными продуктами.  И еще о многом другом.

Азаров сделал то, что в Украине должны были сделать давно, – снял насколько возможно детальный фильм о Полковнике, как  Лобановского уважительно называли на Западе.

Да, это небольшое, но необходимое кино. Этакий парадный портрет,  фильм-музей, фильм-выставка, у которого всегда будут зрители – до тех пор, пока будет существовать украинский футбол.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать