Об особенностях архитектуры польских церквей и дележе в автобусе квадратных сантиметров
Репортаж с автопробега Львов — Берлин — Париж — Амстердам — Гаага![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020530/495-6-1_0.jpg)
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Давно меня тянуло взглянуть, как там за бугром. У нас все ясно. Вплоть до лиц. Может, там не такие мрачно-уставшие? Может, там все улыбаются без перерыва? И денег так много, что они об этом предмете не думают? Как сказал мне один приятель, съездивший в Прагу: «Там все другое».
Еще в октябре другой мой знакомый предложил: «Слушай, — говорит, — давай в мае в Париж поедем. Представляешь, — все цветет, а мы в Париже!» — «Давай не будем так далеко загадывать», — осторожно ответил я, как будто речь шла о полете на Луну.
«Надо, — говорит, — только денег немного подкопить. Поездка со скидкой, по журналисткой линии. Стоить это будет 330 долларов. Копи!»
Я уже подзабыл об этом осеннем разговоре. Как вдруг в конце марта девушка этого приятеля спрашивает меня: «Так ты едешь в Париж? Мы уже 100 баксов в залог и иностранные паспорта сдали».
Тут во мне тоска по Парижу опять проснулась. А у меня и паспорта заграничного не имеется.
Выясняется, что подбирается приличная компания журналистов. Кто-то даже языками владеет. А кто-то вроде ездил уже в подобное автобусное турне и еще желает.
Географическое меню было роскошным: Берлин — Париж- Амстердам — Гаага.
Украина, думаю, интегрируется с Европой. Надо хоть взглянуть, с кем мы интегрируемся!
Три столицы плюс город, где заседает Международный суд. Все это в течение десяти дней. В Париже — четыре. Нет, программка — более чем.
Смущает только, что два раза в автобусе придется трястись по 30 часов кряду. Надеюсь, выдержу.
Впоследствии это действительно оказалось непросто. Народ в автобусе распадался на враждующие лагеря из-за тесноты.
И поездку эту, скорее, можно назвать экспедицией, чем увеселительным путешествием. Если это и можно считать отдыхом, то отдыхом на выживание. Но мне, как профессиональному репортеру, — даже интереснее. Чем хуже — тем лучше. Впечатления ярче!
Короче, за две недели добываю паспорт. Не седьмой круг Дантового ада, а максимум — второй. Но что не сделаешь для Парижа?
Кстати, в отличие от своей девушки, этот мой знакомый, который осенью на май приглашал, — не поехал. Не накопил. А я на эту дорогу спустил остаток давно проданной отцовской машины. Ведь привлекало и то, что в Берлине будем 9 мая. Надо поздравить фрицев с нашей Победой!
Организована была эта ознакомительная экспедиция вовсе не «по журналистской линии», а в рамках программы «Врачи без границ».
К врачам, как вы понимаете, я имел отдаленное отношение. Только в том смысле, что хожу иногда к ним на прием. И те, кого я увидел на предварительном собрании, — тоже были не на ты с медициной. Хотя пару медсестер и врачей затесались в нашу группу из 40 человек.
Все соблазнились действительно относительно недорогой платой в $330. Однако в стоимость не входила ни одна из экскурсий, которые в среднем — 7,5 Є. Еда опять же. Заранее были оплачены только завтраки в дозвездочных гостиницах (душ в коридоре) с булочками, кофе и джемом. В результате это влетело мне где-то в $600.
Я еще в университетской столовой в Париже новый фотоаппарат на десять минут оставил. Интеллигенты в лице негритянских и арабских студентов стырили. Так что с фотоаппаратом — на $ 80 больше. Но это уже личный урон.
В Париже мы, будучи врачами, наткнулись на такую же группу липовых киевских дизайнеров. Им было чуть поинтереснее, поскольку нас гоняли на лекцию о борьбе с наркотиками, а их — на проникновенные рассказы о художественных пропорциях.
Руководитель нашей группы Ярослав — небольшого роста в меру упитанный мужчина с Западной Украины — заговорщически предупредил в Киеве, чтобы мы не распространялись по поводу турне, а то соотечественники подстерегут автобус в Польше и отберут карманные деньги. Отбывать надо в обстановке строжайшей секретности!
Набив сумку одноразовыми вермишелями и кашами, присовокупив к ним народный нагревательный прибор — кипятильник, я долго думал какой из двух словарей взять: русско-французский или французско-русский.
По идее, если что-нибудь нужно спросить, — надо русско-французский. А если вывеску прочитать — французско-русский. Взял последний. Он меньше весил, что и стало решающим фактором.
Со знакомыми в группе договорились брать по две бутылки коньяку. Я еще бутылку водки прихватил. Для символического распития у стен рейхстага.
Из напутствий и личных просьб главных было три: «привезти маечку из Парижа» (друга осенило в полвторого ночи накануне отъезда 7 мая), другой приятель заказал «любой камешек привези из Парижа, и знакомая настаивала на открытке с видом столицы Франции. Все!
ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
Поезд на Львов оказался наполовину пустым. Стук колес всегда производит на наших людей определенное действие. Первый вопрос в купе закоренелых трезвенников:
— Ты водку взял?
— Нет.
— Отлично. Я на диете!
Но уже через десять минут все скопом обычно посылают гонца в вагон-ресторан.
Сейчас, в связи с затаренностью спиртным, можно было приступать к распитию сразу, без утомительных процедур добывания алкоголя.
После двухсот грамм на каждого публика пришла в лирическое состояние, и задумалась, чего бы такого сделать в Берлине.
Постановили два пункта: первый — опять построить Берлинскую стену, второй — бурно отметить 9 мая.
ПОТОМУ ЧТО НЕЛЬЗЯ БЫТЬ КРАСИВОЙ ТАКОЙ
Во Львове пересели в автобус германского производства «Неоплан». Название было символичным, учитывая что мы ехали бороться с наркотиками. То есть в просторечии его можно было назвать «Неокосяк».
Ярослав предупредил нас, если таможня будет пытать, мы — врачи в служебной командировке.
Доперлись до границы с Польшей. Вереница автомобилей. Квадратное здание таможни. С левой стороны пропускного пункта скакали украинские воробьи, с правой — польские.
Всех повели к турникету. Из толпы выдергивали по одному человеку и из стеклянной будочки таможенник испытывающе таращился каждому в лицо, придирчиво сравнивая его физиономию в паспорте с оригиналом.
У большинства на фотографиях в документах рожи были красивее, чем в реальности. Теперь же, под строгим взглядом таможенника, народ делал какие-то судорожные гримасы, пытаясь придать лицу выражение, запечатленное в документе. Как назло, выражение почему-то получалось скорбным. И совсем непохожим на паспортное.
Тем не менее, всех пропустили. Причем внутри каждого зажегся восторг облегчения, как у преступника, благополучно избежавшего облаву.
Наконец мы выехали за турникет с территории Украины. Нам прощально помахало чучело на огороде. Оно неплохо олицетворяло нашу многострадальную Родину: изношенное, дырявое, вечно колеблющееся на ветру, но, в целом, не унывающее. Даже как-то странно, но это чучело в душе рождало оптимизм.
ПРОЩАЙ, РОДНАЯ СТОРОНА
Итак, я впервые вижу заграницу. Фиксируем. Какие-то сады камней, мельницы, огромное желтое поле рапса. Из него масло делают. Рапса в Европе — завались. Ржи или гречки днем с огнем не сыщешь.
Уехали от границы километра на два — ностальгии пока не возникало. Как, впрочем, и позднее.
На дороге все больше мелькали крошечные машинки, автомобили-карлики. Чем больше мы влазили вглубь Европы, тем сильнее мельчали машины. Шныряли, как голуби, под колесами нашего пузатого автобуса. У американцев — гигантомания, у европейцев — минимизация. Каждый подбирает по своему воображаемому размеру.
В Польше весьма творческое отношение к церквям. Например, церковь выглядит так: помещение треугольной формы, что-то вроде входа в подземный переход. Крыша в виде огромного белого креста. Или, к примеру, маковка церкви представляет собой полупрозрачную авангардную конструкцию.
На аккуратных домиках — черепичная крыша с преобладанием красного цвета.
Каждый поляк норовит творчески разнообразить свой дворик. То мостик через огород перекинет, то арку из цветов воздвигнет. Народ эстетически изощряется.
Наши водители тоже поляки: пан Адам и пан Зденек.
Первый — типичный поляк, интеллигентное лицо с удлиненным носом. Второй напоминает усохшего героя американских боевиков Чарльза Бронсона: полукорейский, полуусатый тип. Оба в белых рубашечках и галстуках. Все исключительно культурно. Именно в таком культурном виде Зденек-Бронсон и любил вдрабадан напиваться ночью, когда была не его смена. Наш человек!
В Кракове была самая оригинальная церковь — в виде подводной лодки. Однако через два квартала ее победила другая — в форме лыжного трамплина.
Автобус затормозил возле пропускных пунктов со шлагбаумами. На шоссе 12 пунктов — 12 шлагбаумов. За ними — платная дорога.
Плавно въехали в ночь.
Автобус стал напоминать космический корабль. Из недр окружающей черной бездны всплывали зеленые и голубые огоньки. Шофер в белой рубашке — как ангел среди звезд.
Двигались довольно медленно. Максимум — 70 км/ч. Теперь такое правило для автобусов с людьми. Неторопливо нас обгоняли тяжелые фуры.
Первая остановка на бензоколонке. Тут же работающие магазины, кафе, душевые. Душа на всех не хватило.
Возле одного из ночных магазинов — коллекция садовых скульптур: бродяги, негры-лакеи, бараны, лошади, гномы. Венец творений — гигантский дед Мороз-вышибала. Из красного рукава у него выглядывал огромный квадратный кулак.
В автобусе зреет конфликт. Немцы сильно часто понавтыкали кресла. Если откинуться назад, сразу распластываешься на коленях соседа (соседки). Повсеместны диалоги в духе:
— Я вписываюсь в свои 50 квадратных сантиметров. А вы нет!
— Какие пятьдесят? В вашем распоряжении максимум десять квадратных сантиметров. Нарушишь — сразу на чужой территории, то бишь на моем кресле.
Для меня первая ночь была чудесной. Девушка напротив — Маша, захотев придать себе горизонтальное положение, опустила кресло недопустимо низко. Давно я не чувствовал себя таким расплющенным! То есть в набитом автобусе мы были с ней наедине. Эту ночь мы провели вдвоем. Через кресло!
В семь утра «Неоплан» остановился уже на немецкой заправке.
Продолжение следует в номере за 1 июня
Выпуск газеты №:
№95, (2002)Section
Тайм-аут