Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Очень просто и очень коротко»

Джед САНДЕН об американских принципах украинской журналистики
02 апреля, 00:00
Американизированная журналистика от Джеда Сандена (владельца холдинга KP Publications, включающего журналы «Корреспондент», «Афиша», Интернет- сайты, англоязычную газету Kyiv Post и ряд других проектов) прижилась на украинской почве. Для «Дня» появление «Корреспондента» на рынке прессы не прошло незамеченным благодаря его трезвой аналитике и неравнодушному отношению к стратегически важным проблемам Украины. В чем же феномен удачливого иностранца? Ведь традиционно считалось, что прагматичный стиль западной журналистики без авторских отступлений не для нас. Возможно, причина в том, что г-н Санден вносит на украинский медиа-рынок динамичную струю, насыщенную цифрами и фактами. Замечена общественностью и акция «Корреспондента» к Восьмому марта — определение десятки влиятельных женщин. А вслед за этим — сотня влиятельных людей Украины. Вместе с нашими соотечественниками туда попали и зарубежные граждане. Поэтому наш разговор с ним начинается с вопроса о «Топе-100», где сам Санден самокритично поместил себя на 95-е место. Там фото смеющегося издателя «Корреспондента» сопровождается цитатой: «Если бы я не был уверен, что в Украине может и должна быть свободная пресса, я бы всего этого не делал». А стрелочка-прогноз его положения в социуме оптимистично направлена вверх. Итак, что же такое свободная пресса с точки зрения Джеда Сандена?

— Кто определяет «золотую сотню» в «Корреспонденте» и насколько она объективна?

— Это делают наши журналисты. И мы об этом честно предупреждаем в преамбуле к рейтингу. Очень надеемся, что люди будут читать, спорить, сомневаться. Читатель, оценивая журнал, оценивает и справедливость нашего мнения. Плохо, когда мнение бывает представлено, как факт. То же самое мы делаем и в «Афише», например, когда называем лучший ночной клуб.

— На какую аудиторию рассчитан журнал «Корреспондент»? И вы довольны количеством читателей?

— Нет, мы хотим большего! Но здесь сложности с дистрибуцией и тиражами у всех изданий. Мы сравниваем Украину с Польшей — эти страны сопоставимы по населению, уровню образования и т.д. Но там покупают прессу в пять раз больше. Такой низкий интерес к газетам опасен для развития страны — граждане не участвуют в общественной жизни. Но ситуация меняется, повышается уровень инвестиций в прессу.

— А из каких соображений вы вкладывали средства в создание Интернет-сайтов? Ведь их аудитория весьма незначительна.

— Да, в процентном соотношении это немного. Но мы смотрим на абсолютные цифры — 250 — 300 тысяч. Это уже не так мало. Считаю, что моя компания — номер один в Укранет. Bigmir. net — самый большой Интернет-портал в Украине, а Korrespondent — самый популярный. У них — маленький доход по сравнению с прессой и телевидением, но они окупаются. К тому же, Интернетом пользуется элитная аудитория. Они свободны в средствах, имеют мобильные телефоны, могут путешествовать — идеальный объект для рекламы.

— А на каком этапе ваш холдинг стал окупаться?

— Мы начинали с небольших, даже по украинским меркам, денег — 8 тысяч долларов, 7 человек, 3 компьютера. Пахали, но не напрасно. Kyiv Post сразу нашел свою аудиторию. Потом стали издавать ежеквартальный справочник Kyiv Busines Directory — лучший друг бизнесмена, и пошло, и пошло...

— Ваше мнение об украинском медиа-рынке. Когда он будет иметь реальные очертания?

— Он уже имеет реальные очертания. Пресса имеет $50 млн. дохода от рекламы и почти столько же от дистрибуции. Что такое 50 миллионов? Можно купить несколько хороших подарков (смеется). Прошедший год дал рост 20 — 30% и увеличение потока инвестиций. Вышли новые заметные проекты — «Ego», «FHM», «Деловые новости» на деньги российского капитала и т.д. Процесс продолжается, и если не в этом, то в следующем году, наверно появиться еще одна крупная газета.

— Есть прогноз, что по мере роста украинской экономики у нас останется только несколько газет из тех нескольких сотен, которые издаются сейчас.

— Не совсем так. Так, в Вашингтоне есть «Вашингтон пост» с тиражом 800 тысяч и «Вашингтон таймс» с тиражом 150 тысяч. Тираж остальных примерно по 5 тысяч. Схожая ситуация и в Украине. Но у вас около 50 млн. населения! Место для больших проектов еще есть. Тенденция увеличения инвестиций в газеты видна и в России.

— Какие требования вы предъявляете к своим журналистам?

— Прежде всего, хороших профессионалов нелегко найти. Есть реальный дефицит журналистов в Украине. В последние годы большой процент журналистов ушел в PR и рекламу — там больше платят. Есть и языковая проблема. Выпускники школ лучше знают украинский, чем русский.

На мой взгляд, хороший газетный текст — это очень просто и очень коротко. Но немало украинских журналистов еще не избавились от советских привычек — писать длинно и неконкретно.

— Господин Санден, вы работаете уже восемь лет в Украине. За это время наша страна стала для вас своей?

— Нет, живу на две страны и меня это устраивает. Я, по-прежнему, — американец в Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать