«Очень просто и очень коротко»
Джед САНДЕН об американских принципах украинской журналистики![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030402/459-6-3_0.jpg)
— Кто определяет «золотую сотню» в «Корреспонденте» и насколько она объективна?
— Это делают наши журналисты. И мы об этом честно предупреждаем в преамбуле к рейтингу. Очень надеемся, что люди будут читать, спорить, сомневаться. Читатель, оценивая журнал, оценивает и справедливость нашего мнения. Плохо, когда мнение бывает представлено, как факт. То же самое мы делаем и в «Афише», например, когда называем лучший ночной клуб.
— На какую аудиторию рассчитан журнал «Корреспондент»? И вы довольны количеством читателей?
— Нет, мы хотим большего! Но здесь сложности с дистрибуцией и тиражами у всех изданий. Мы сравниваем Украину с Польшей — эти страны сопоставимы по населению, уровню образования и т.д. Но там покупают прессу в пять раз больше. Такой низкий интерес к газетам опасен для развития страны — граждане не участвуют в общественной жизни. Но ситуация меняется, повышается уровень инвестиций в прессу.
— А из каких соображений вы вкладывали средства в создание Интернет-сайтов? Ведь их аудитория весьма незначительна.
— Да, в процентном соотношении это немного. Но мы смотрим на абсолютные цифры — 250 — 300 тысяч. Это уже не так мало. Считаю, что моя компания — номер один в Укранет. Bigmir. net — самый большой Интернет-портал в Украине, а Korrespondent — самый популярный. У них — маленький доход по сравнению с прессой и телевидением, но они окупаются. К тому же, Интернетом пользуется элитная аудитория. Они свободны в средствах, имеют мобильные телефоны, могут путешествовать — идеальный объект для рекламы.
— А на каком этапе ваш холдинг стал окупаться?
— Мы начинали с небольших, даже по украинским меркам, денег — 8 тысяч долларов, 7 человек, 3 компьютера. Пахали, но не напрасно. Kyiv Post сразу нашел свою аудиторию. Потом стали издавать ежеквартальный справочник Kyiv Busines Directory — лучший друг бизнесмена, и пошло, и пошло...
— Ваше мнение об украинском медиа-рынке. Когда он будет иметь реальные очертания?
— Он уже имеет реальные очертания. Пресса имеет $50 млн. дохода от рекламы и почти столько же от дистрибуции. Что такое 50 миллионов? Можно купить несколько хороших подарков (смеется). Прошедший год дал рост 20 — 30% и увеличение потока инвестиций. Вышли новые заметные проекты — «Ego», «FHM», «Деловые новости» на деньги российского капитала и т.д. Процесс продолжается, и если не в этом, то в следующем году, наверно появиться еще одна крупная газета.
— Есть прогноз, что по мере роста украинской экономики у нас останется только несколько газет из тех нескольких сотен, которые издаются сейчас.
— Не совсем так. Так, в Вашингтоне есть «Вашингтон пост» с тиражом 800 тысяч и «Вашингтон таймс» с тиражом 150 тысяч. Тираж остальных примерно по 5 тысяч. Схожая ситуация и в Украине. Но у вас около 50 млн. населения! Место для больших проектов еще есть. Тенденция увеличения инвестиций в газеты видна и в России.
— Какие требования вы предъявляете к своим журналистам?
— Прежде всего, хороших профессионалов нелегко найти. Есть реальный дефицит журналистов в Украине. В последние годы большой процент журналистов ушел в PR и рекламу — там больше платят. Есть и языковая проблема. Выпускники школ лучше знают украинский, чем русский.
На мой взгляд, хороший газетный текст — это очень просто и очень коротко. Но немало украинских журналистов еще не избавились от советских привычек — писать длинно и неконкретно.
— Господин Санден, вы работаете уже восемь лет в Украине. За это время наша страна стала для вас своей?
— Нет, живу на две страны и меня это устраивает. Я, по-прежнему, — американец в Украине.
Выпуск газеты №:
№59, (2003)Section
Тайм-аут