«Очищение» пространства
Как на Луганщине удалось провести арт-событие по соседству с боевикамиВ начале мая, когда террористические акции на Донбассе превратились в настоящую войну, а вооруженные люди в балаклавах стали ужасной частью повседневности городов и поселков региона, несколько украинских и зарубежных мастеров провели под Алчевском творческое мероприятие, пытаясь противостоять насилию силой арта.
Организовать творческую акцию в столетней усадьбе Мсциховского в поселке Селезневка под Алчевском участники агентства «Артполе» задумали еще летом 2013 года. Для участия были приглашены поэт Сергей Жадан из Харькова, творческие деятели из Киева, Донецка, Львова, Сум, Николаева. Также приехали участники из Беларуси и Польши, австрийская танцовщица Андреа Хандлер. Помогали в проекте местные деятели Олег и Сергей, которые, между прочим, вели переговоры с местными «сторонниками федерализации».
Проект с самого начала предполагал наполнить новыми смыслами старинную уникальную усадьбу, которая в советское время была женской колонией и наркологическим диспансером, «очистить» ее пространство творческой энергией. «Для нас было важно, что Жадан родом именно из этого региона, из Луганской области. И мы планировали акцию как своеобразный мостик между Востоком и Западом», — объясняет одна из организаторов мероприятия Мирослава Ганюшкина.
Бурные и страшные события не заставили ни организаторов, ни участников отказаться от замысла. «Мы рады, что все прошло без эксцессов, и результат оказался удачным — именно таким, как мы надеялись. И спектакль получился, и инсталляция сработала, и лендарт-объект был красивый», — сообщает Мирослава.
Единственным ощутимым результатом событий стало существенное уменьшение количества зрителей — если на первую часть мероприятия в усадьбу в Селезневке доехало около ста пятидесяти зрителей, то на второе собралось всего лишь несколько десятков людей. Необычные художественные события были задокументированы и скоро выйдут в виде фильма. Также авторы обещают показать его вживую в Киеве и на гастролях по Украине и Европе. «Мы бы хотели продолжать организовывать подобные мероприятия в усадьбе регулярно, — мечтают авторы. — Но это зависит от того, что вообще будет с этой территорией».
Участникам творческой лаборатории пришлось пообщаться по организационным вопросам с пророссийски настроенными местным жителями. Сначала между ними даже сложился «конструктивный диалог». Но позже творчеством гостей заинтересовались «хорошо вооруженные люди», по словам участников, — явно не местные. Им не понравился арт-объект — террикон, на котором художники высадили лаванду, превратив его в лендарт. «На терриконе был построен круг из камней, чтобы очертить объект. Это возмутило «вооруженных людей». Боевики сказали нашему местному представителю Олегу, что мы строим площадку для вертолетов, или помечаем цель для враждебных ракет, заставили все разрушить», — рассказывает Мирослава Ганюшкина.
Невзирая на сложную внешнюю обстановку, организаторы уверены, что проект получился конструктивным для людей в регионе. На спектакли приходила молодежь и пожилые люди. И хотя восприятие данных произведений искусства, по мнению авторов, требовало определенного уровня художественной подготовки, часть населения выразила искреннее восхищение.
«Каждый должен делать свое дело при любых обстоятельствах. Возможно, искусство не имеет таких прямых последствий, как пушки, но оно работает со временем, — рассуждает Мирослава Ганюшкина. — Если говорить о локальных ситуациях, то в них победит оружие. Но в перспективе все равно побеждает искусство».
Выпуск газеты №:
№86, (2014)Section
Тайм-аут