Одесскому оперному нужны спонсоры и меценаты
Венцом бесспорных достоинств Одессы является Одесский театр оперы и балета, прославленный на весь мир своей архитектурной завершенностью. Из средств массовой информации известно, что нынче он — на грани разрушения и поставлен на капитальный ремонт, который, однако, из-за отсутствия средств сейчас приостановлен.
Мне всегда приятно вспоминать, что в свое время я сыграл определенную роль в спасении от разрушения этого архитектурного шедевра. А было это так. В 1955 году, когда я работал в отделе науки и культуры Министерства госконтроля УССР, получил задание проверить финансово-хозяйственную деятельность этого театра. Во время ознакомления с делами, бросилось в глаза, что в отдельных стенах здания образовались трещины, которые кое-где достигали 8-10 см ширины, а так называемая царская лестница в связи с аварийностью была совсем закрыта для посетителей.
Директор театра Иванов, бывший балтийский моряк, мне доложил, что уже в течение последних пяти лет безуспешно добивается ремонта театра, но никак не может преодолеть равнодушие государственных чиновников. В местные и республиканские органы написал сотни писем и телеграмм, но безуспешно. И предъявил несколько томов этих бумаг.
На задворках театра я увидел огромную кучу, несколько десятков тысяч тонн силикатной глыбы, заготовленной для силикатизации почвы под зданием театра. Однако ни одна строительная организация не осмеливалась браться за это дело, поскольку в те времена еще не было опыта и соответствующей техники борьбы с оползнями.
О критическом состоянии театра я немедленно доложил по телефону своему начальнику — заведующему отделом науки и культуры Министерства госконтроля Алексею Кулешову, но он категорически запретил мне заниматься этим делом. Мол, программой проверки это не предусмотрено, поэтому нечего подменять Министерство культуры и местные партийные и советские органы.
Однако, невзирая на это запрещение, я тщательно изучил все материалы, которые касались ремонта театра, и по возвращении в Киев, нарушая служебную субординацию, немедленно доложил об этом министру госконтроля Караванову (кстати, в прошлом — также одесситу). Министр с пониманием воспринял мою информацию и потребовал написать короткую справку, размноженную в нескольких экземплярах, с которыми в тот же день обратился к тогдашнему секретарю ЦК КПУ Кириченко и другим высшим должностным лицам республики.
После обращения «Укрюжстрою» было поручено провести упрочнение почвы под театром. Работа началась немедленно, а по ее окончании начался капитальный ремонт театра, который после этого предстал в первоначальном виде.
К величайшему сожалению, через 50 лет разрушительное действие оползня возобновилось с новой силой. Принимая во внимание уникальную ценность этого архитектурного и культурного шедевра, хочется звать на всю Украину: «Эгей, спонсоры и меценаты — денежные организации и лица Одессы и Украины! Спасайте жемчужину архитектуры и украинского искусства!»
Всякий сущий на нашей грешной земле старается после себя оставить какой-то след. Этот след может быть добрым для потомков и для истории. Вспомните, что в прошлом богатые люди, такие как семьи Ханенко, Терещенко, Симиренко, Бродских и многие другие своими деньгами всегда служили хорошему делу.
Выпуск газеты №:
№160, (2000)Section
Тайм-аут