Они пугают, а нам не страшно

Но что же такое ужас вообще? Ясно одно, его цель — пугать людей. Используются для этого различные методы, от чисто атмосферного напряжения до вызывающих омерзение картинок, и вся эта многоликая и разнообразная масса является частью жанра ужасов.
В принципе все фильмы ужасов можно разделить на несколько категорий (которые, впрочем, могут и пересекаться). Деление это очень условное, но имеет под собой определенные тенденции развития фильмов. Вот какую классификацию предлагает horror.citycat.ru: 1) фильмы о зомби (которые часто как раз и используют шокирование, но лучшим представителям не чужда и клаустрофобическая атмосфера безысходности); 2) различные монстры (в старых вариантах часто гигантские твари, также часто тесно переплетены с жанром фантастики. Монструозные фильмы снова можно условно поделить на картины о гигантских тварях, об инопланетных созданиях и обыденных мелких существах, которые вдруг решают неимоверными количествами нападать на людей); 3) демонологические и мистические (это фильмы одержимости, разного типа демоны и адские создания, а также всяческие смертоносные секты и просто крайне мистические проявления); 4) ленты «мифическо-готического» типа, к которым принадлежат фильмы о вампирах, оборотнях, Франкенштейне и чем-то подобном; 5) картины о приведениях (связующим звеном между привидениями и демонами являются разного рода мистические фильмы, склоняющие или в одну, или в другую сторону); 6) фильмы поджанра ужасов «Slasher» (яркими представителями являются «Хэллоуин», «Пятница 13-ое» и «Крик»).
Можно задаться вопросом, ну и чем же вся эта нечисть привлекает зрителей? Раньше отечественные киноведы и психологи склонны были утверждать, что для сытого буржуазного общества это возможность безопасной «адреналиновой инъекции» для разнообразия размеренной жизни. И именно потому на нашей почве они не приживутся: «чернуха» реальности — достаточно сильный раздражитель и без всякого кино. Но все-таки этот жанр завоевывает все большее число поклонников. То ли жизнь стала поспокойней, то ли есть в этом кино ответы на некоторые наши подспудные вопросы.
В этом мы и попытались разобраться с экспертами «Дня».
Кузьма, «Скрябін»:
— Я рос обыкновенным совковым подростком, который видел фильмы наподобие «Приключения капитана Немо». В начале 1980-х годов советский кинопрокат был бедным. И когда семья переехала ближе к границе в Новояворивск Львовской области, я смотрел польское телевидение днем и ночью. Из фильмов ужасов узнал, что зло может побеждать добро, потому что в советских кинокартинах всегда был счастливый конец. В тех художественных лентах, которые с таким увлечением просматривал, было много агрессии, как было много агрессии и бунтарства во мне. В этом возрасте хотелось быть всесильным и бесстрашным. Но моя храбрость заканчивалась с наступлением ночи: с головой накрывался одеялом и долго не мог заснуть. На утро страх проходил и хотелось опять сильных ощущений.
С тех времен особенно запомнились работы режиссера Брайана Клеменса. В них так стремительно развивался сюжет и так неожиданно наступала развязка, что захватывало дух. Фильмы были незаконченными и надо было догадываться о концовках. Интересно, что мое воображение рисовало более трагический финал, чем режиссер имел в виду (теперь это понимаю). Страх очень глубоко засел в человеке. Даже хотел купить эти картины в собственную видеотеку, но нигде не могу их найти, даже при случае — в Лондоне.
Я перерос это увлечение и сейчас фильмы ужасов смотрю очень редко. Недавно, переключая каналы, натолкнулся на один. Сначала не хотел смотреть, а потом — кадр за кадром досмотрел до конца. Такие ленты поглощают тебя всецело из-за сильных ощущений, возбуждения. Думаю, лучше заняться экстремальным видом спорта, спуститься на лодке по горной реке — такие эмоции будут!
Фома, лидер группы «Мандри»:
— Я смотрю фильмы ужасов изредка. Достаточно жить в нашей стране, чтобы уровень адреналина в крови всегда повышался. Эти фильмы разрушительны и искусственны, потому что они приучают людей быть безразличными к насилию, издевательству, и как результат — потеря человечности, чуткости, сердечности. Ежедневные криминальные новости больше поражают, чем любой фильм ужасов.
Могу посмотреть ленту с happy-end’oм. Например, когда в межпланетных войнах силы добра побеждают.
Не люблю заглядывать в потустороннее. Зачем? Человеческое подсознание настолько тонкое и впечатлительное, что потом снятся сны, богаче любой мистики или фантастики. Иногда просматриваю ленты с элементами ужасов наподобие «Семейка Адамс» Бэрри Сонненфельда.
Особенно поразил фильм, драма по жанру, «Догвиль» Ларса фон Триера. Вот где есть осознание всего ужаса, что, как сказал кто-то из великих, люди — это прекрасно, но как это страшно...
Если смотреть фильмы ужасов не только для экстремальных ощущений, то можно за всем этим фаршем осознать, что эти страдания — ничто иное, как следствия человеческих поступков. А наша жизнь — уникальна, но очень хрупка.
Юрий ГОРБУНОВ, ведущий программ «Подъем» и «Один за всех» на Новом канале:
— Я могу смотреть фильмы ужасов, особенно классические картины, например, фильмы Альфреда Хичкока. А Фреди Крюгера из «Ужасов на улице Вязов» режиссера Уэйса Крейвена помню еще со студенческих лет. В классике жанра за основу берется человек с его отклонениями, извращениями, черным нутром... И ты, зритель, понимаешь, что сами люди являются причиной всех бед. Классические фильмы ужасов очень интересно построены: там большую роль играет музыка, свет, звуки. Как говорил Хичкок, мол, не грозен сам монстр, а — тени, звуки — они навевают страх... А в современных — много спецэффектов и все происходит в стиле non-stop action.
Я оценил актерскую игру Николь Кидман в фильме ужасов «Другие» Алехандро Аменабара. Актриса мастерски перевоплотилась в дикую мать двух детей. Грейс жила в доме с привидениями, которых олицетворяют старые пожелтевшие фотографии, мраморные могилы... Но на самом деле, часто привидениями нас самих становятся незажитые раны, незабытые личные трагедии и драмы, страхи детства и комплексы юности.
Мне было интересно посмотреть ленту. Но лично я не очень люблю проникновение в потусторонние миры — человеку их не дано постичь умом, значит и не нужно стремиться познать другие уровни жизни. Как актер никогда бы не снимался в таких картинах.
Действительно, фильмы ужасов можно просматривать с иронией, с комической стороны. Но для чего? Лучше тогда посмотреть настоящую комедию и повеселиться от души.
Выпуск газеты №:
№34, (2004)Section
Тайм-аут