Оперная одиссея Тараса Штонды

Солист Национальной оперы Украины сейчас входит в ту возрастную полосу, которую для баса принято называть «золотой». А у нас появляется все больше оснований гордиться достижениями Тараса Штонды на оперной сцене — как дома, так и за рубежом.
В начале октября певец прибыл в столицу Кореи. Там в рамках проекта «Басы ХХI века» проходят концерты, в которых солируют пять басов из стран СНГ, в сопровождении симфонического и камерного оркестров. Интересную программу подготовил и Тарас Штонда.
Нашему басу, несмотря на плотный творческий график, удается свой гастрольный график корректировать с репертуаром Большого театра и Национальной оперы Украины. В сентябре Т. Штонда активно выступал дома — в Киеве. В филармонии прошел его сольный концерт вместе с Симфоническим оркестром под управлением Игоря Палкина. В программу вошли двенадцать оперных арий. Не секрет, что спеть целый спектакль порой значительно легче, чем концерт. Ведь в спектакле любой солист «включается» лишь в тех местах, где ему предписано вступать композитором. А исполнять целую концертную программу из оперных арий — значит продемонстрировать недюжинную выносливость. Любая ария — это развернутое сочинение, требующее максимальной вокальной «выкладки».
Программа Штонды отчасти стала данью памяти другого выдающегося украинского баса — Бориса Романовича Гмыри. В честь 100-летнего юбилея со дня рождения своего великого предшественника Штонда дал сольный камерный концерт в августе в стенах Андреевской церкви, а также выступил в юбилейном вечере памяти певца в Национальной опере Украины.
Текущий сезон начался для певца тремя выступлениями в опере «Хованщина» в Большом театре России (в том числе — на открытии сезона Большого). В течение целого месяца Театральную площадь Москвы украшал огромный плакат (размером 20х7 метров), на котором крупными буквами значилось, что исполнителями главных партий в «Хованщине» выступят Лариса Дядькова (Марфа) и Тарас Штонда (Досифей). Наш певец ныне является солистом двух главных оперных театров в России и Украине. Много гастролирует. Ценители оперы едва успевают следить за успехами Штонды. В конце сентября он выступил на концерте в Украинском доме, в котором также принимали участие его коллеги из Большого театра, певцы из Италии и Санкт-Петербурга. Не менее значительным событием артистической жизни Штонды стало его недавнее участие в фестивале «Пражская осень». Там украинский певец исполнял вокальный цикл Мусоргского «Без солнца» с оркестром «Русская филармония» под управлением главного дирижера Большого театра Александра Ведерникова-младшего. Как известно, цикл написан Мусоргским для баса с фортепиано, но на этот раз звучала оркестровая версия этого сочинения в аранжировке Эдисона Денисова. Штонда выступил очень удачно, и его уже пригласили на следующий фестиваль, который состоится осенью 2004 года.
Скоро на компакт-дисках должна выйти полная запись «Руслана и Людмилы» Глинки, сделанная голландской фирмой «Пентатон» (подразделением фирмы «Филлипс»). Эта запись осуществлена во время спектаклей Большого театра, Тарас Штонда исполняет там главную партию.
Вообще же, в Большом театре России Штонда занял особые позиции — вот уже три раза подряд его приглашают на все премьеры шедевров русской оперной классики. Хотя перед премьерой всегда объявляют конкурс вокалистов, но выбор, как правило, делается в пользу украинского баса. «Тарас Штонда — обладатель уникального баса, по густой окраске и богатым обертонам напоминающего шаляпинский», — так писала о нашем соотечественнике московская газета «Время МН».
Ближайшим появлением Штонды на киевской оперной сцене, скорее всего, станет участие в спектакле «Князь Игорь» в партии Владимира Галицкого. Впереди у певца несколько премьер. Легендарный грузинский режиссер Роберт Стуруа собирается ставить «Мазепу» Чайковского в Большом театре. Штонда готовит главную басовую партию оперы — Кочубея. Премьера намечена на январь. А также Тарасу предстоит появиться в партии Бориса Тимофеевича в опере Шостаковича «Катерина Измайлова» в Национальной опере Украины (февраль). Режиссер-постановщик спектакля — Дмитрий Гнатюк. Перечисленные выше планы певца на первую половину этого сезона приведены не полностью.
Мы в праве ждать от него и некоторых других «сюрпризов», о которых он, возможно, не спешит рассказывать заранее. Недавно таким подарком для слушателей стало исполнение не исполняемых им ранее песен Шуберта и романсов Чайковского, которые появились в его сольных программах после длительного «вынашивания», хотя и выучивались очень быстро — в паузах между работой на оперной сцене. Природная музыкальность и прекрасная память ставят Тараса Штонду несколько особняком по отношению к другим его коллегам по оперному цеху. Тарас все схватывает «с лету», мгновенно, иногда на начальных этапах овладения тем или иным сочинением, работая самостоятельно, без концертмейстера, уча музыкальный текст какими-то одному ему известными способами. Когда слышишь от него, что именно и в какие сроки он должен спеть, невольно задаешь себе вопрос: «Когда же он успеет это выучить?» Но всегда — успевает! Ибо живет этим, и само Провидение вознаграждает его за беззаветную артистическую одержимость и преданность Музыке…
Выпуск газеты №:
№183, (2003)Section
Тайм-аут