Осторожно: факты!
В «Дне» №17 за 3 февраля 2010 года опубликована статья Бориса Бахтеева «Партия регионов — между реформами и догмами. В чем прав и в чем ошибается Борис Колесников». Как можно понять уже из названия этой статьи, речь идет о достаточно широком исследовании идеологии и практики одной из самых влиятельных политических сил Украины и полемике с одним из лидеров этой партии. Не считая себя компетентным по всем поднятым автором статьи вопросам, хочу привлечь внимание лишь к одному — но весьма важному — утверждению заметки Бориса Бахтеева: «А на вопрос Бориса Колесникова: «Где же были наши национал-патриоты, когда во время Пражской весны 1968 года Натан Щаранский с соратниками, не побоявшись КГБ, вышли на Красную площадь?», — можно ответить: многие — в лагерях. Как, например, Василь Стус — известный украинский правозащитник, поэт, истинный Герой Украины, который отдал свою жизнь за её будущее... Кстати, Натан Щаранский, как и Андрей Сахаров, с уважением относились к украинским «национал-патриотам».
Щаранский действительно с уважением относился к украинским диссидентам и даже принимал участие в переводе их текстов с украинского на русский язык. Но на Красную площадь он не выходил. Там были восемь человек: Константин Бабицкий, Татьяна Баева, Лариса Богораз, Наталия Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг. После ареста семь демонстрантов уговорили 21-летнюю Татьяну Баеву заявить, что она случайно находилась рядом с демонстрантами. Баева была отпущена и в дальнейшем продолжала диссидентскую деятельность. Двое (Горбаневская и Файнберг) были признаны невменяемыми по состоянию здоровья (один из любимых методов борьбы с инакомыслящими в СССР), а пятеро было осуждено.
Сам Натан (тогда еще Анатолий) Щаранский так вспоминал об этом событии: «Потом был 1968-й год, Чехословакия. Меня просто переполняла ненависть к советскому режиму. И здесь я получил второй жизненный урок. Если помните, тогда семь человек вышли с акцией протеста на Красную площадь. В этот момент мне было стыдно, что я не нахожусь рядом с ними. И одновременно пришло понимание того, что у еврейского народа есть вечные, непреходящие ценности, традиции, что мы должны быть вместе, что вместе мы — сила. Так я пришел к сионизму».
Как видим, Борис Колесников и Борис Бахтеев, ясное дело, не желая того, ввели в заблуждение читательскую аудиторию относительно манифестации на Красной площади 25 августа 1968 года.
Еще меньше объективной информации они дали относительно реакции украинских инакомыслящих на вторжение советских войск в Чехословакию. Борис Колесников, похоже, вообще считает, что этой реакции не было; Борис Бахтеев путается в хронологии событий. Действительно, украинские патриоты в те времена друг за другом попадали в лагеря — но уже после событий 1968 года и в результате этих событий. Историк Владимир Дмитрук на основе фондов Государственного архива Службы безопасности Украины и архивов ее областных управлений проанализировал 92 уголовных дела, возбужденных в конце 60-х, — начале 80-х гг. (замечу, что это далеко не все подобные дела). В 75% случаев (69 дел) в них содержатся пункты обвинения, связанные с публичной оценкой событий 1968 года в Чехословакии. Поэтому можно легко себе представить, сколько украинских патриотов тогда прямо и откровенно оценивало те события (так как далеко не на всех писались доносы, и даже не все партсобрания осуждали инакомыслящих).
И, наконец. 5 ноября 1968 года на киевском Крещатике бывший узник режима, убежденный украинский патриот Василий Макух облил себя бензином и поджег. «Радио «Свобода» в тот же вечер сообщило на основе информации, оставленной Макухом друзьям, что тот осуществил в Киеве героический акт самосожжения, протестуя против коммунистического тоталитаризма, порабощения украинского народа и агрессии СССР против Чехословакии. 10 ноября Василий Макух умер в больнице.
Поэтому, как видим, правдивая история Украины во многом остается Terra Incognita и для идеологов Партии регионов, и для их оппонентов. Это не вина Бориса Колесникова и Бориса Бахтеева — это их общая беда. Как видим, здесь поистине титанических просветительских усилий самого «Дня» маловато, если не подключатся другие издания, претендующие на главную роль в формировании общественного мнения. А между тем стоит призывать тех, кто пишет на так называемые общие темы, используя широкие мазки словесной палитры: пожалуйста, осторожнее с фактами!
Выпуск газеты №:
№21, (2010)Section
Тайм-аут