От плаката до лирики
...Но все течет, все меняется. Одних уж нет, а те далече. И главное — изменилось время. Другой темп жизни, другие ритмы нынче в чести. Но бардовские песни все так же востребованы, хотя стадионы они уже не собирают. Она стала звучать в камерных, небольших залах. И что существенее — претерпела качественные изменения. Какие? Об этом рассказала Зинаида Дмитровская — автор программы «Украинская авторская песня», которая выходит каждую пятницу на Первом Национальном канале радио.
— Более двадцати лет я занимаюсь бардовской песней, побывала на всех фестивалях и никогда не забуду того времени, когда людей, осмелившихся поднять сине-желтый флаг, арестовывала милиция, — вспоминает Зинаида Николаевна. — В 80-е годы авторская песня исполняла политико-публицистическую функцию. Я бы ее назвала музыкальным плакатом. Когда только в песне была возможность сказать о том, что волновало многих людей. И это был своеобразный протест против коммунистического режима. В середине 90-х авторская песня по своему содержанию стала постепенно меняться. Сочинения становились более мелодичными, а тексты — поэтичными. И хотя они были написаны самодеятельными авторами, но нисколько не уступали в профессионализме маститым композиторам и поэтам. Многие произведения можно назвать высокохудожественными работами. Это уже не два аккорда вместо мелодии, а слова не ритмические строчки, а настоящие стихи. Появилась образность в текстах и гармония в мелодиях, а также большой интерес публики к бардам. Начались их гастрольные турне не только по Украине, но и в ближнее, и дальнее зарубежье.
Например, фестиваль «Оберіг» открыл таких ярких личностей как Зоя Слободян, Ольга Богомолец, Игорь Жук, Андрей Панчишин, Тризубый Стас... Для них авторская песня стала второй профессией, способом жизни, а концертами они стали зарабатывать на хлеб. Именно этих бардов Зинаида Дмитровская считает не только авангардом украинской авторской песни, но и теми, кто представляет ее сегодняшнее лицо.
...Новые реалии жизни меняют все вокруг. Митинговые страсти закончились и в своих произведениях авторы уже призывают не к борьбе, а поют о тех радостях и трудностях, с которыми ежедневно мы все сталкиваемся. Появилось много лирических сочинений о любви, дружбе, красоте природы. В них барды стараются найти положительные моменты, искать красивое, радоваться солнцу, дождю, снегу и видеть прекрасное в самых, казалось бы, обыденных вещах. Журналист, автор-исполнитель Андрей Панчишин, когда его упрекают, что в песнях пропала острота, социальный и политический контекст, парирует «к чему сегодня призывать народ? В нашей жизни не все гладко. Но мир за десять лет невозможно кардинально изменить. Только совместными усилиями можно сделать жизнь лучше. Верить в то, что завтра будет прекраснее, чем сегодня. Надо трудиться и созидать, а не будоражить массы».
По словам З. Дмитровской, сейчас в нашей стране появилось много молодых и интересных бардов. Они не романтики, как их старшие товарищи, а прагматики. В своих песнях стали использовать классическую поэзию или, наоборот, на известную музыку пишут собственные тексты. Среди новых имен можно назвать одессита Сергея Чикаева. Он выпускник местного политехнического института, окончил музыкальную школу по классу гитары. Его перу принадлежат строчки: «Сказки закончились, закончилось детство...», «Я уверен, наступит тот день и тот час, и очистят страну от ворья, что пирует сейчас». В одной из последних передач Дмитровской «Новые имена» — Сергей сказал, что настоящее слово всегда рвется на волю. Он уверен, что талантливым людям обязательно нужно помогать или, хотя бы, не мешать.
Зинаида Николаевна считает, что украинская авторская песня — целый пласт нашей культуры и жизни. О том, что происходит нынче с бардовским движением, Дмитровская регулярно знакомит слушателей в своей передаче и надеется на диалог в прямом эфире Национального радио со всеми, кому не безразлична авторская песня.
Выпуск газеты №:
№139, (2001)Section
Тайм-аут