Палач и жертва

11 и 13 марта на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки Санкт-Петербургский театр им. Ленсовета презентует спектакль «Калигула».
Пьесу Альбера Камю поставил обладатель российской театральной премии «Золотая маска» Юрий Бутусов, а роль тирана Калигулы сыграет один из самых популярных актеров Константин Хабенский. В этой постановке зрители встретятся еще с одной российской знаменитостью — Михаилом Пореченковым. В интерпретации «ленсоветовцев» Калигула вовсе не параноик, от скуки, дававший распоряжения убивать не только врагов, но и наскучивших ему друзей. Ни Камю, ни Бутусова не интересовали исторические реалии… В спектакле Калигула — нежный, чувствительный молодой человек. Он коварен и капризен, т. к. достиг вершины власти, став императором. Но, поднявшись на одну вершину, он тут же хочет покорить следующую. Калигула требует рабского подчинения, любит лесть, но не выносит фальшь. А как любить палача, способного ради скуки разыгрывать жестокие комедии, когда на кон ставится человеческая жизнь? Калигула Хабенского — палач и жертва одновременно... Это поэт и ранимый романтик, получивший власть. Калигула ломает себя, превращает свои поэтические образы в жестокие приказы и постепенно становится моральным монстром, человеком, у которого нет места чувствам и эмоциям.
Калигула — одна из лучших театральных ролей Константина Хабенского и этот спектакль Юрий Бутусов специально поставил на него. «Многоликий Калигула (Хабенский) предстает блистательным комедиантом, актером по призванию, способным с равным успехом разыграть и тирана-императора, и философа, и друга-возлюбленного... И при этом сохранить в вечной игре хотя бы намек на непростую человеческую сущность, внутреннюю раздвоенность, где главный страх — одиночество, несмотря на всю браваду. Для этого Калигулы весь Рим — театр, где он — премьер, а все прочие — массовка или зрители. Калигула меняет одежды, гримируется, исполняет «номера», обращается к публике в зал...
Есть в облике Калигулы какая-то беззащитность. Этот убийца не вызывает отвращения, потому что спектакль поставлен как философский балаган, а балаганными убийствами не возмущаются. Петрушка, Панч — не убийцы, хотя на их боевом счету несколько покойников. Собственная смерть клоуна также смерть ритуальная. В спектакле она оборачивается почти шуточной пантомимой, когда заговорщики замедленными движениями бьют Калигулу. Финальная его реплика: «Я жив еще», — не последний хрип умирающего, а последняя шутка клоуна, который изначально бессмертен...
Выпуск газеты №:
№55, (2006)Section
Тайм-аут