Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Перкалаба», Баба-Лаба и Дада

«Наши корни — это дух, а не тупое следование традициям», — заявляют участники популярной группы
23 декабря, 20:59

Дада — модернистское, изысканно хулиганское течение. Придумали его нестандартно мыслящие артисты сто лет тому назад, положив в основу принцип разрушения привычных образов. Даже название — вне пределов логических интерпретаций. Дада — это хвост священной коровы. Или деревянная лошадка. Или детская бормоталка. Выбрать определение по вкусу, употреблять только при хорошем настроении.

А вот что такое «Перкалаба»? Говорят, так называется маленький хутор в Карпатах. «Правда-правда, — отвечают участники группы «Перкалаба». — Прикол в том, что в сталинские времена туда ссылали всякую мелкую шваль: карманных воришек, проституток, адвокатишек и прочих. Лесоповал такой себе, гуцульский ГУЛАГ, небольшой и не сильно напряжный. Сосланные там потом осели, переженились с гуцулами. Вот этот микс городских сумасшедших и гуцульской свободы и есть «Перкалаба». А еще «Перкалаба» — это название звезды в созвездии Льва».

Началась эта веселая группа в 1998 году. Тогда они спели «Любовi поклик», что было одобрительно оценено первыми слушателями.

— Изначально это — идея бешеного драйва, базировавшаяся на театрализации, корневых моментах и полном позитиве, — вспоминают участники группы.

А при чем здесь Дада? Просто там, на хуторе Перкалаба, явно приютили сбежавших от европейского снобизма ветеранов дадаистского движения. И эти ветераны, со всей очевидностью, мирно встретили там пенсионный возраст, уча уму-разуму интересующихся молодых людей. А, может, сам немецкий художник Георг Грос, узнав о Перкалабе, заглянул на этот спрятавшийся от мировых дрязг хутор и, впечатлившись увиденным, повторил свою знаменитую фразу: «О, это — воплощение чистого нигилизма!» Кто знает.

Во всяком случае, сами музыканты на вопрос о том, что в их творчестве за «українськими вечорницями» отчетливо видны физиономии дадаистов, футуристов и прочих авангардистов, ответили утвердительно.

— «Перкалаба» очень далека от шароварщины. Наши корни — это дух, а не тупое следование традициям. Гуцулы — народ, с одной стороны, герметичный, а с другой — максимально открытый. Так же и «Перкалаба». Герметизм состоит в том, что мы стараемся не вестись на всякую орнаментальную ерунду. Не в этом дело. Гуцулия — это прежде всего свобода и драйв, на гуцульских свадьбах аутентичные музыканты играют так, что любой филармонический коллектив просто не идет ни в какое сравнение. Открытость «Перкалабы» — это полная открытость миру и радости. Нам бы эту радость только успевать вставлять в головы и души аудитории, чтобы самим не треснуть от переизбытка.

По поводу Дада. Если внимательно почитать тексты, то там и будет то, что роднит Дада и «Перкалабу» — полная беспощадность и бессмысленность.

— Беспощадность — к чему или к кому?

— Беспощадность в данном случае очень светлое ощущение — сродни бесстрашию перед жизнью. Жизнь прекрасна, если ты ее не боишься, а любишь. Все надо делать как в последний раз, равно как и чувствовать, то есть беспощадно. Все просто на самом деле.

Они сейчас очень популярны. За одиннадцать лет «Перкалаба» успела заявить о себе концертами по всей Украине, в России, в Восточной и Западной Европе. Записаны несколько альбомов: «Горрри» (2005), «Qzzaargh vs Перкалаба» (2006), «Говорить Iвано-Франкiвськ» (2007), «!Чидро» (2009), сняты качественные видеоклипы. На их концертах просто невозможно увидеть лица, похожие на «насупленных устриц», если воспользоваться цитатой из дадаистского Манифеста. «Перкалаба» и правда играет беспощадно и «ничем не пахнет», точно так же, как и Дада. Хотя любители определять музыкальные стили назвали «Перкалабу» этно-ска-панк группой. Все эти музыкальные направления в творчестве «Перкалабы», естественно, узнаются. Как и рэггей. Как и любовь музыкантов к «Pogues», «Element of Crime», Ману Чао. Это весело, а веселье ведь не пахнет, поскольку это чувство совсем не связано с обонянием.

— Я вспоминаю Ивано-Франковск как приятный во всех отношениях, уютный и спокойный город. Трудно вообразить, чтобы в нем появились какие-нибудь злобные товарищи. Сама атмосфера города, по-моему, способствует появлению группы с веселыми песнями и плясками. Зависит ли настроение в музыке от места жительства?

— То, что место имеет значение, — это стопудово. Уже не в первый раз мы говорим, что такой феномен, как «Перкалаба», мог родиться только в Ивано-Франковске. Этому способствовало несколько причин. Во-первых, близость гор. Ивано-Франковск в определенной мере является воротами в горы. Во-вторых, очень большая смешанность культур: галичане, гуцулы, евреи, русские — всего много и все толерантны, то есть мульти-культи в чистом виде. В-третьих, город находится в междуречье. Присутствие всего этого плюс однозначная харизма и светлость музыкантов и породило такой уникальный состав, как «Перкалаба».

Горы, горы... там можно нараспев кричать: «Я буду льотчиком, мама!» и знать, что с тобой согласятся.

В «Перкалабе» много всего через край. Им настолько в удовольствие играть музыку, что они совсем не хотят играть в шоу-бизнес. А то, что на их концертах всегда многолюдно, говорит лишь о том, что творчество «Перкалабы» понятно не только имеющим высшее гуманитарное образование и утонченный вкус. Хотя для того, чтобы полюбить дадаизм, диплом как раз и не требуется.

— Насколько национальный колорит, который присутствует в музыке группы, соответствует традициям приколистов всех мастей?

— Это не нам судить. Мы играем то, что нам в голову засовывает Дядя Бог. Спасибо Ему за это. Но, естественно, у нас в крови то, что налито предками.

«Попускаймоси!» — это один из дадаистских лозунгов группы, которым они призывают к всеобщему позитиву, радости и повсеместному раскуриванию трубки мира вместо ведения войны. Потому что «Добрi люди — чидро! Ти щасливий — чидро!»

А еще они поют про далекую страну Парагвай, где наверняка так хорошо, что любой велосипедист туда доберется. Только с условием, если у этого велосипеда колеса сделаны самим Марселем Дюшаном. Тогда Парагвай велосипедиста полюбит и выберет...

— Вопрос, которого избежать нельзя. Что новое и интересное намечается? Гастроли, запись альбома, Нобелевская премия, киносъемки, встреча с английской королевой без галстуков за вечерним чаем с плюшками?

— Все, что перечислено, и даже более того. Причем мы уверены в этом.

Вот такая она — «Перкалаба». Баба-лаба. Украинский непричесанный ответ европейскому, ныне классифицированному, дадаизму.

Завтра во Львове «Перкалаба» представит свой новый альбом «Ундеропера».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать