Если страна, выбирая между войной и позором, выбирает позор, она получает и войну, и позор.
Уинстон Черчилль, британский государственный деятель

Первый украинский культуролог

14 января, 2003 - 00:00

Василий Горленко родился 14 января 1853 года в с. Ярошивци на Черниговщине, в славном казацком роду, известном с ХVI в. Его предки Дмитрий, Лазарь и Андрей Горленко носили полковницкие перначи, Дмитрий Лазаревич стал на сторону Мазепы, а после поражения под Полтавой вместе с ним откатился к Бендерам, где принимал активное участие в правительстве Пилипа Орлика, находящемся в изгнании.

Учился Василий Горленко сначала в одной из полтавских гимназий, потом — в престижном Нежинском лицее князя Безбородько, а завершил образование в парижской Сорбонне. Проживая во Франции, работал в редакции газеты «Фигаро», на колонках которой часто появлялись его корреспонденции на актуальные политические и культурные темы. В 1878 году имя Василия Горленко появляется и в русской прессе. Журнал «Отечественные записки» печатает его обстоятельное исследование «Литературные дебюты Н.А. Некрасова».

Вернувшись в Украину, Василий Горленко делает попытку найти какую- либо привлекательную для себя службу, чтобы не просиживать в каком-нибудь департаменте или дворянском собрании. К счастью, материальное положение (он получил в наследство 400 десятин земли) сделали его довольно независимым экономически. Начинает с интересом изучать историю Украины, этнографию и фольклор. «Неизвестно, под чьим и каким влиянием В.П. (Горленко) заинтересовался украинской этнографией и литературой, и с 1882 года, когда была основана «Киевская старина», становится ее деятельным сотрудником. «Не ограничиваясь теоретическим, книжным изучением украинской народной словесности, В.П. предпринял ряд этнографических поездок по Лево- и Правобережной Украине...», — писал в некрологе Василия Горленко историк Дмитрий Дорошенко («Україна» — 1907 — №5).

В 80-х годах ХIХ ст. Василий Горленко написал ряд исследований, которые увидели свет на страницах «Киевской старины». В первую очередь следует назвать его очерки «Бандурист Иван Крюковский», «Кобзари и лирники», «Шевченко живописец и график», «Распродажа в Вишневецком замке» и др.

Большую роль в мировоззрении молодого исследователя и журналиста сыграло знакомство с Николаем Костомаровым, который углубил знания Василия Горленко о героической истории Украины, в частности, казатчине, которая так привлекала представителя старинного шляхетского рода, члены которого принимали непосредственное участие во многих событиях ХVII ст. Вместе с Николаем Костомаровым Василий Горленко совершил две большие научные поездки по Украине и описал их на страницах своего любимого журнала «Киевская старина» (1886 г. №1).

На протяжении всей творческой жизни Василий Горленко проявлял большую заинтересованность новейшей украинской литературой: в орбите его критических исследований были Котляревский, Шевченко, Панас Мирный, Манжура, Иван Карпенко-Карый, Панько Кулиш, Анна Барвинок... Он написал свыше ста литературных обзоров и рецензий, которые отличаются глубоким проникновением в тогдашний литературный и духовный процесс в Украине. Значительное место в творчестве Василия Горленко занимала пропаганда украинского национального театра. Несмотря на Эмское и Валуевское запрещение сценического украинского слова, он много пишет о труппе Марка Кропивницкого, поддерживает ее в своих многочисленных рецензиях, призывает благосклонно отнестись к украинским актерам и прогрессивным русским критикам. Это позволило организовать выступления даже в Петербурге, где спектакли при участии Марии Заньковецкой посмотрел сам царь. И это в какой-то степени смягчило репрессии против украинского слова в 80—90-х годах ХIХ ст.

При жизни Василий Горленко издал три небольшие по объему, но очень содержательные книги: «Южнорусские очерки и портреты» (К.;1898), «Украинские были» (Спб., 1899) и «Отблески» (Спб., 1905), в которые вошли почти 30 блестящих по содержанию и стилю эссе. К сожалению, почти ничего из этого наследия современному читателю неизвестно. Считаем, что является актуальным издание сборника его произведений, ну хотя бы прекрасных исследований об украинских художниках ХVII — начала ХIХ вв., в частности, эссе «Дмитрий Левицкий», которое вошло в книгу «Русская живопись ХVIII в.» Сергея Дягелева и считается многими исследователями трудом не Василия Горленко, а составителя роскошного монографического альбома.

Последние годы жизни были нелегкими для одного из самых известных украинских интеллектуалов конца ХIХ — начала ХХ вв. Василия Горленко измучили чахотка и немилая работа в петербургском «Новом времени», куда его загнало материальное затруднение. Давала отраду только кропотливая работа над книгой о Владимире Боровиковском, которую он так и не успел завершить.

Василий Горленко и его творчество, к сожалению, и сегодня остаются малоизвестными не только широкой общественности, но и исследователям украинского искусства. Единственная попытка вернуть его творческое наследие современному читателю была предпринята в 1993 году репринтным изданием его книги «Южнорусские очерки и портреты».

Василий ТУРКЕВИЧ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ