Перейти к основному содержанию

Писатель — компьютер

05 февраля, 19:07

Впервые автором романа о любви стал не человек, и весь текст романа написан за трое суток

Объем «безупречного романа» — около трехсот страниц. Жанр — драма, переходящая в трагедию. Место действия — маленький остров. Время — очень похожее на наши дни. Восемь персонажей на положении курортников — Анна Каренина, Вронский, Каренин, Долли и Стива Облонские, Левин, Кити и некто господин Икс. Хотя нет, есть еще девятый персонаж — Море, оно органично участвует в действии, а его характер и настроения выписаны компьютером особенно любовно. Но при чем здесь Лев Толстой? По убеждению издателей, «Анна Каренина» — лучший любовный роман. Поэтому эту книгу и предложили компьютеру в качестве образца. В железные мозги заложили статистическую выборку из классического текста — все, что касалось «личных дел» героев, их лексики, привычек, характеров, внешности. Зато сюжет будущей книжки не должен был иметь ничего общего с классикой. Издатели придумали главные события и через программу предложили их компьютеру.

Кстати, о программе. Над ее созданием работали восемь приглашенных одним издательством программистов из Санкт-Петербурга и Израиля. Первая версия романа, выданная компьютером, производила, мягко говоря, тяжелое впечатление. И только вторая версия — с учетом корректировки сюжета и программы — оказалась пригодной для редакторской правки... В конечном счете «безупречный роман» обошелся издательству недешево. Хотя на выдачу текста компьютер потратил всего трое суток, всего на выпуск книги ушло полтора года. Помимо программистов над «Настоящей любовью» работала команда редакторов — восемь человек...

Компьютерная программа PC Writer 1.0, разработанная в питерском издательстве, — продукт эксклюзивный. Это «первая ласточка», способная, как уверяют разработчики, «создать текст литературного произведения по всем классическим канонам на основе следующих исходных данных: сюжет любого романа, повести, рассказа или оригинальный синопсис; образец стиля писателя; время и место действия».

Какое будущее у программы? Говорить рано. Не исключено, что она канет в Лету, как опытный «сырой» продукт, пишут izvestia.ru. Однако вполне возможно, что усовершенствованная ее версия поступит в продажу, и профессиональный литератор сможет воспользоваться ею для облегчения своего труда.

ПЯТЬ ДОСТИЖЕНИЙ ИСКУССТВЕННОГО РАЗУМА

1. Сочиняет стихи. В 2002 году в Государственной Третьяковской галерее выступал компьютер «Кибер-Пушкин 1.0 beta». Программа российских компьютерщиков создавала стихи. Правда, весьма туманные по смыслу и с чудовищными орфографическими ошибками.

2. Не проигрывает в шашки. В июле 2007 года в Канаде была создана Chinook — непобедимая программа для игры в шашки. 50 компьютеров почти 20 лет анализировали 50 миллиардов шашечных позиций и все возможные варианты окончания игры. Наконец программа научилась из любой игровой ситуации находить выход, приводящий к победе или к ничьей. Теперь обыграть ее невозможно.

3. Побеждает шахматных гроссмейстеров. 26 ноября 2006 года компьютер выиграл у человека и в шахматы. Жертвой искусственного разума пал российский гроссмейстер международного класса, абсолютный чемпион мира Владимир Крамник. Программа Fritz 10 поставила знаменитому шахматисту мат, хотя казалось, что Крамник, игравший черными фигурами, владел инициативой. Но на 34-м ходу чемпион ошибся и вместо того, чтобы атаковать королем белого коня, сыграл ферзем. Машина просчета не простила.

4. Оживляет Джоконду. В сентябре 2006 года компьютерная программа проанализировала длину лица и рук Моны Лизы и выяснила, что ее рост — 168 см. Затем компьютер воссоздал форму черепа изображенной на картине дамы и смоделировал ее голос. Портрет произнес: «Я Мона Лиза. Моя истинная сущность сокрыта тайной». Программа также выяснила, какие эмоции выражает загадочная улыбка Джоконды. Дама с картины Леонардо да Винчи была на 83% счастливой, на 9% — испытывающей чувство отвращения, на 6% — испуганной и на 2% — злой.

5. Переводит с собачьего языка. В начале этого года венгерские ученые объявили о том, что создали компьютерную программу, способную перевести собачий лай на человеческий язык. Она различает шесть эмоциональных состояний: одиночество, игра, погоня за мячом, драка, встреча с незнакомцем, радость от предстоящей прогулки. Правда, пока компьютер распознает правильно лишь 40% реакций.

КОММЕНТАРИЙ

— Общая идея искусственного интеллекта состояла в том, чтобы сделать компьютер, который ведет себя, как человек, — рассказал преподаватель Открытого института лингвистики РГГУ Артемий Котов. — Это так называемый критерий Тьюринга — когда человек в общении с машиной не может понять, общается ли он с программой или с человеком. К искусственному интеллекту отнеслись в свое время с большим энтузиазмом: начали делать автоматические модели доказательства теорем.

Есть современная попытка — создать эмоциональный интерфейс. Раньше все внимание уделяли логике. Теперь переключились на эмоции: человек может еще и пугаться или неодобрительно смотреть на кого-то. В рамках этих исследований одной из задач был машинный перевод, составление дайджестов текстов. Технологии, которые используются сейчас, скорее не лингвистические, а статистические. В 70—80-е годы были попытки писать стихи при помощи компьютера, рифмуя «кровь и любовь». Уже лет 20, как на все это махнули рукой.

По-видимому, написание романа в петербургском издательстве тоже было основано на статистических алгоритмах. С точки зрения свежести идеи, это середина ХХ века, с точки зрения попытки создать нечто подобное — 70-е годы, а вот продать результат — уже новинка XXI века.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать