«Письмена по небу»
В «Галерее Мироновой» открылась выставка Александра ДУБОВИКА![](/sites/default/files/main/articles/01042013/12kartina.jpg)
Предельно сдержанный, как всегда умопомрачительно-элегантный, полный достоинства «патриарх» (как его уже давно называют) украинской современной живописи Александр Дубовик встречал гостей своей выставки, открывшейся в «Галерее Мироновой».
Когда-то вполне успешный «соцреалист», с полностью прогнозируемым светлым будущим, своими размышлениями о путях развития современного искусства и поисками новых форм добровольно «вышвырнул» свою личность в нестройные ряды андеграунда. Зачислив себя в «неформалы», Александр Дубовик, хоть и получил довольно высокий статус «в узких кругах» ценителей, сознательно лишил себя спокойного существования в «стране развитого социализма». Это сегодня его выставки проходят в самых крупных музеях и галереях мира. Его работы составляют золотой фонд запасников этих музеев и частных коллекций.
Очень мощная не только по художественно-эмоциональному наполнению, но и по философскому уровню живопись Александра Дубовика постоянно пытаются загнать в какой-нибудь «-изм» — абстракционизм, например. Сам же он по этому поводу высказался так в нашей недавней беседе:
— Дело в том, что все разделения на всевозможные «-измы» условны. Это чисто искусствоведческий маневр. Так же, как философия — индивидуальное видение мира, и не существует системы универсальной. Ортега интересно сказал когда-то, что из всех возможных философий Кант выбрал критицизм, потому что он соответствовал ему самому. Меня, скажем, к постмодерну прикрепляют. Это не постмодерн, потому что меня, наоборот, интересует возвращение к системе. Барт полностью отрицал систему, он боялся собственной системы, называл ее (даже собственную) тоталитарной, потому что она — всегда навязывание. Это классический постмодерный ход. А я хочу все-таки думать, что идеи могут существовать только в каком-то контексте общества... европейского, скажем. Вот мы абсолютно не понимаем и никогда не поймем все остальные культуры, как бы ни старались. То есть стремиться к тому, чтобы создать что-то универсальное, незачем. А если сосредоточиться именно на европейской культуре, то систему создать можно. Что это за система? Эстетическая и этическая, и философская. Эти слагаемые могут способствовать объединению, вернуться к истокам все равно надо, потому что слишком много разрушено.
Мир фигуративный, наполненный смыслом, сменяется в работах художника вполне конкретными геометрическими символами, которые, впрочем, каждый волен трактовать по-своему. Ведь недаром свою выставку Александр Дубовик назвал «Письмена по небу». Смотрите, ищите собственный смысл, наслаждайтесь.
Фоторепродукции Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Выпуск газеты №:
№59, (2013)Section
Тайм-аут