Перейти к основному содержанию

Плахты снова в моде

От коммерческого интереса к собственной коллекции
09 октября, 00:00

Сегодня такие названия как «крайка», «корзно», «клярма» или «ятль» из лексики ученых- этнологов возвращаются в обиходную речь. Интерес к «архаике» тому причиной. И пусть он еще не массовый, но уже входит в моду.

В столичной галерее «Родовід» состоялась выставка одного из старейших элементов украинской женской одежды — плахты. Мода на этот вид поясной одежды была наиболее распространена на Средней Надднепрянщине (Черниговская, Полтавская и Киевская области), а расцвет популярности припал на период Козаччины. Занимались плахтовым промыслом исключительно квалифицированные ткачи, использовавшие для их выработки дорогое шерстяное, шелковое и льняное сырье. В отличие от запаски, которая представляет собой кусок ткани, плотно обернутый поверх вышитой сорочки вокруг талии, плахта с одной стороны сшивалась приблизительно наполовину, а небольшой разрез спереди украшался фартуком или поясом с орнаментом. Цветовая гамма зависела от возраста хозяйки и бытового назначения: в красные и малиновые плахты преимущественно одевались молодые и по праздникам, для будней и женщинам «бальзаковского возраста» предназначались более сдержанные цвета. Плахтовые рисунки и орнаментация послужили толчком для создания интерьерных тканей, использовавшихся для драпировки стен или в качестве покрывал. С появлением «крамных» (то бишь «импортных», а не домашнего производства) тканей на смену плахте пришла более удобная в ношении юбка.

В контексте выставки, продолжающей основанную галереей акцию «Украинская старина из частных собраний», состоялось еще одно событие: презентация первой книги издательства «Родовід» — «Мистецтво Гуцульщини і Покуття», иллюстративный материал для которой предоставил львовский коллекционер Тарас Лозинский. «Далеко не все соседи хотят, чтобы украинцы жили хорошо, и думаю, еще долгие годы будут «подкидывать» нам свою иерархию ценностей. Мы должны сами разобраться в своем наследии. А также определиться, кто был гениальным, кто посредственным, и кто — просто хорошим украинцем: в системе, навязывавшейся нам советским строем, все было поставлено с ног на голову — посредственности стали украинскими героями, а гении врагами», — прокомментировал Т. Лозинский акцию, затеянную «Родоводом» и отечественными коллекционерами. Он также выразил надежду, что, помимо серии, посвященной произведениям народных мастеров, появится возможность выпускать и книги, повествующие о творчестве малоизвестных украинских художников — тогда, как в России подобные сборники переживают порою несколько изданий, в Украине они не появляются вообще. В соседней державе, по словам искусствоведа Владимира Рака, уже существует и музей частных коллекций. Наши «собиратели» позволить себе подобную роскошь зачастую не могут, а небольшие частные галереи можно пересчитать по пальцам. Существует, правда, один обнадеживающий нюанс. О всплеске интереса к своей культуре, как отметил В. Рак, свидетельствует то, что в данный момент уже сформировалась прослойка людей, имеющих деньги и собирающих по селам народную икону, предметы быта для продажи коллекционерам и, так сказать, «любителям». Более того, руководствуясь изначально лишь коммерческим интересом, нередко такие «скупщики» «дорастают» до понимания их художественной и исторической ценности и начинают собирать уже не на продажу — закладывают собственные коллекции.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать