Перейти к основному содержанию

Пленэр на... овечей ферме

Необычный культурный проект реализован в степях крайнего Юга Украины
01 ноября, 20:33
ОДНА ИЗ ИНСТАЛЛЯЦИЙ НА НЕДОСТРОЕННОЙ ЦЕРКВИ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

В созданном на месте бывшего военного полигона фермерско-музейном комплексе Фрумушика-Нова на краю Одесской области состоялся пленэр авторов современного искусства из Литвы, Украины, Польши и Грузии под названием «Magnus Ducatus Artis» («Великое княжество искусств»).

Собственно, сама история места под названием Фрумушика-Нова (слово «фрумушика» с молдавского переводится как «красавица») нуждается в отдельном рассказе. Когда-то в степях Тарутинского района (на границе с Молдовой) было пять сел, одно из которых и называлось Фрумушика. Здесь проживали, сохраняя свою культуру и идентичность, молдованы, болгары, немцы, евреи, гагаузы, украинцы и русские. Однако после войны советская власть решила построить здесь военный полигон — и всех жителей выселили. Лишь в двухтысячных годах бизнесмен Александр Палариев, отец которого был из переселенцев, взял территорию уже заброшенного полигона в аренду. Он основал здесь самую большую в Европе овечью ферму и комплекс зеленого туризма.

После окружающих запущенных сел с разрушенными домами и бездорожьем, Фрумушика немного шокирует яркими ухоженными домиками с цветными крышами, мостовой и отстроенными образцами усадеб разных этносов региона.

Именно здесь в течение десяти дней и проходил пленэр при участии художников, перфомеров, музыкантов, литераторов, фотографов, операторов и других художников из стран Центрально-Восточной Европы, организованный при содействии посольства Литвы в Украине. Все это время они знакомились с природой степных холмов, фермерской жизнью, животными (здесь выращивают овец, ослов, разные породы коз и свиней, коней, фазанов) и обдумывали, как это пространство и инспирированные им впечатления воплотить в своем творчестве. Финал и презентация результатов пленэра состоялись параллельно с ярмаркой, на которую съехались жители близлежащих сел. Также прибыл посол Литвы Пятрас Вайтекунас и посол Молдовы Ион Ставила.

Встреча бессарабских крестьян и творцов contemporary art оказалась вполне удачной, но прошла также под знаком взаимного удивления. Например, инсталляция киевлянина Федора Александровича «лестница Якова», которая представляла собой скрученные из сорняков кресты на недостроенной церкви и доски, символизировавшие лестницу, и сопровождалась пением Скайдры Янкайте (вообще она пела ежедневно, чуть ли не на каждом мероприятии), вызвала немало удивленных взглядов. А художники в свою очередь, как интересное и необычное действо, наблюдали концерт и дискотеку, где русская поп-музыка перемешивались с молдовским фольком.

Одессит Никита Румянцев слепил во Фрумушике этакое огромное, задумчивое, улыбающееся круглое лицо. Весьма эффектное в сером тоне, оно, правда, заметно потеряло после позолоты. Литовский поэт и переводчик Владас Бразюнас представил камерную версию своего проекта «Magnus Ducatus Poesis»: поэзия во взаимных переводах на украинский и литовский язык в сопровождении импровизаций саксофониста Кястутиса Вайгиниса. А затем они с куратором всего пленэра виолончелисткой Габриеле Жайдите (атташе по вопросам культуры Литовской республики в Украине и Грузии) дуэтом воспроизвели свои впечатления от пребывания в южноукраинских степях. И даже исполнили написанное здесь произведение «Воспоминание о Фрумушике».

Тадас Суркис сделал воздушного змея, к которому потом приладили огромный холст с рисунками всех участников и флаг с эмблемой «Magnus Ducatus Artis». А для бессарабских детей они устроили мастер-класс по изготовлению воздушных змеев.

Если все эти проекты и выступления, по большому счету, могли быть воплощенными и в другом месте и в другое время, то действительно незаменимой ферма стала в пограничной степи для фотографов Алиса Бальберюса, Игоря Карпенко, Артураса Валюги и оператора Ореста Тодуа из Грузии. Они успели снять здесь огромное количество фото- и видеоматериала, часть которого уже была продемонстрирована.

«Мы гордимся, что Фрумушика-Нова стала пространством «Magnus Ducatus Artis», символом свободы и диалога», — говорит куратор Габриеле Жайдите. Проект в комплексе Фрумушика-Нова стал в действительности важным событием в смысле культурного обмена. Художники изучали творчество, языки и культуры друг друга, знакомились, дружили, показывали свое видео и фото. Отношения людей с разными занятиями избавлялись от «профессиональной настороженности». А жители коммуникационных и инфраструктурно отдаленных территорий чуть ли не первый раз в жизни получили возможность ознакомиться с разными тенденциями современной культуры. И то, что произведения и акции, продемонстрированные участниками пленэра, были в разной степени насыщены, стройны, эстетично интересные и смыслообразовывающие, лишь делало отражение упомянутых тенденций более объективным. Подобные художественные акции, возможно, способствуют улучшению самой «атмосферы места», выведению из нее болезненных флюидов изгнания и милитаризма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать