По следам Василия Кричевского в Харькове
Почему советская власть хотела стереть память о родоначальнике «украинского модерна»
Оставить так много рукотворных произведений в Харькове и до сих пор быть мало известным среди обычных горожан — феномен архитектора, художника и искусствоведа-самоучки Василия Кричевского и свидетельство того, как в советское время умели стирать память. Талантливый зодчий провел в Харькове почти двадцать один год — с 1885 по 1906-й, пока не переехал в Киев. По его проектам создано более трех сотен зданий, строений, фасадов, каждый из которых несет печать самобытной красоты. К 140-летию художника в Харькове прошла экскурсия с участием исследователей его творчества, а также его родного внука, прибывшего из США.
ЛЯГУШКИ И НИМФЫ КАК ПОСЛАНИЕ ПОТОМКАМ
Участники памятной экскурсии «Харьков Василия Кричевского» начали путь с известных зданий Земельного и Торгового банков с фасадами проекта Кричевского в стиле неоренессанса и проехали по обширному маршруту от Университетской горки через улицу Карла Маркса, Чеботарскую, район Москалевки, Юрьевскую до улицы Сумской, фиксируя факты жизни и работы великого архитектора. По пути следования развешивали листовки о Василии Кричевском на фасадах домов купцов и дворян, на строениях банков и общественных зданиях, зажигали свечи и возлагали цветы. «Это — украинский Леонардо да Винчи! — говорит один из организаторов акции памяти, ученый-краевед Михаил КРАСИКОВ. — Как у легендарного Мидаса все превращалось в золото, так все, к чему прикасалась рука Кричевского, становилось произведением искусства. Декоратор, дизайнер, основатель стиля «украинский модерн», этнограф, доктор искусствоведения без специального образования, — где только ни проявлялось его дарование! Он был выдающимся художником во многих сферах, к примеру — в театре, и пионером в кино — снимал «Звенигору» вместе с Довженко». Даже простой мещанский дом в районе Москалевки руки Кричевского украшен по фасаду удивительными лягушками. Исследователи до сих пор не знают, о чем эти скульптурки говорят потомкам — об отношении автора к заказчице здания, о культовых оберегах или же просто о его фантазии? Или вот, головки нимф на одном из фасадов поразительно напоминают первую жену Василия Григорьевича, хотя документальных подтверждений, что творец изображал именно ее лицо, не найдено.
Имя Кричевского было вычеркнуто из всех учебников и книг по истории украинского искусства и архитектуры после 1943 года, когда он попал в оккупацию и стал «невозвращенцем». Но, видимо, вычеркнуть следы, оставленные настоящим талантом, не под силу самым безжалостным режимам.
ВАСИЛИЙ — ВНУК ВАСИЛИЯ
60-летний Василий ЛИНДЕ-КРИЧЕВСКИЙ, гражданин США из штата Массачусетс, родной внук легендарного Василия Кричевского, рассматривает здания, созданные великим предком, с особым трепетом. Это его пятый визит в Украину с 2009 года. Хотя Василий родился в Венесуэле, а позже переехал в Америку, он отлично говорит по-украински, поскольку в его семье общались на родном украинском. Внук великого художника по образованию — финансист и до 39 лет работал в банке. Но внезапно, по его словам, он почувствовал тягу к творчеству и забросил коммерцию. Сегодня он скульптор и преподаватель искусства. «В нашей семье есть вирус — из четырех поколений в роду десять художников!» — смеется внук великого Василия. Все его трое детей имеют склонность к рисованию. А один из сыновей, когда впервые приехал в Украину в 2011 году, не захотел больше слышать о возвращении в Америку. Он поступил в Полтавский университет и сейчас живет в Полтаве в общежитии. Да и сам Василий подумывает о переезде на родину предков. «Здесь чувствую себя украинцем, и мне это нравится. Я строю планы о том, чтобы переехать жить в Украину. Да, я знаю, что здесь высокий уровень коррупции и криминала. Но я не боюсь, я ведь родился в Венесуэле! А что касается низкого уровня жизни, то с возрастом понимаешь, что для жизни надо совсем немного».
Выпуск газеты №:
№6, (2013)Section
Тайм-аут